Путешествие началось с долгого переезда: из Красноярска через горную гряду «Сундуки» в Абакан. Дорожная сеть Хакасии достаточно развита, и большинство маршрутов — это хороший асфальт, поэтому доехать до популярных туристических мест можно практически на любом автомобиле… Впрочем, разумеется, не до всех. Haval«Сундуки» — это природный музей-заповедник, расположенный в долине реки Белый Июс. Возраст этих гор превышает 370 млн лет, а первые поселенцы использовали это место для наблюдения за Солнцем. HavalНазвание «Сундуки» гряда из нескольких гор-останцев получила из-за правильной прямоугольной формы, которая и напоминает старинные сундуки. HavalЧасть маршрута от Ширы до горной гряды не имеет асфальтового покрытия HavalПриродный музей-заповедник «Сундуки». Часть пути пришлась на низины, еще не укрытые снегом. А где-то выпавший снег уже подтаял и смешался с глиной. Искать приключений в тех местах на легковом автомобиле мы не рекомендуем. HavalВнедорожных способностей Dargo (особенно в умелых руках) с запасом хватило, чтобы взобраться на плато, где находятся легендарные курганы Хакасии — Сафроновские менгиры. HavalСафроновские менгиры — это древнее кладбище с надгробиями. Исполинским 7-метровым мегалитам примерно 2,5 тысячи лет. HavalКак и в случае с пирамидами, вокруг менгиров витает множество догадок о том, как люди устанавливали блоки массой более 2,5 тонн. Но достоверно ни одна из версий не подтверждена. HavalDargo X на фоне древних изваяний. HavalПомимо прочего на плато сохранились петроглифы, запечатлевшие людей, совершающих обряды, а также сакральные фигуры птиц и зверей. HavalДальнейший маршрут пролегал через высокогорную часть, крутой подъем к вершине и не менее крутой спуск вниз. Дорога, соединяющая Хакасию и Тыву, проходит через живописный Саянский перевал, расположенный на высоте более 2200 метров. HavalНа высокогорных дорогах турбированные двигатели имеют важное преимущество: в отличие от атмосферных моторов они не теряют мощность при падении давления с ростом высоты. HavalНапомним, Dargo оснащается двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 192 л.с. и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Haval2214 метров — на такую высоту поднимается Саянский перевал, соединяющий две республики. HavalВторое, неофициальное название перевала — Сотый. Якобы потому что со стороны Тывы он представляет собой 100-километровый подъем от города Ак-Довурак до вершины перевала. HavalПосле перевала экспедиция направилась к горе Уттуг-Хая — это священное место тувинцев. Согласно легенде, сам Чингисхан использовал эту гору как смотровую площадку. При этом историки утверждают, что это не более чем миф и бывал на Уттуг-Хая только его старший сын. HavalГлавная же особенность места заключается в другом: на вершине горы находится сквозная пещера, похожая на игольное ушко. По преданиям она является настоящим порталом, исполняющим заветные желания, поэтому вся ее площадь наполнена записками, в которых люди просят о сокровенном. HavalНаклонную и скользкую песчано-каменистую поверхность все автомобили преодолели благополучно. Две машины с характерной облицовкой радиатора из черного пластика — это версия Dargo X. Она оснащается не только полным приводом, но и блокировкой заднего межколесногно дифференциала. HavalРавнина невероятной красоты развернулась во всей своей красе в последний день экспедиции. Это путь в «Долину царей» — к самому древнему захоронению Центральной Азии. HavalЗдешним курганам более 2800 лет. Название местность получила за множество найденных скифских курганов, где были погребены правители древнего кочевого народа. Внутри захоронений было найдено около 5700 предметов, изготовленных из золота, а общий вес находки составил 20 кг. HavalРазобраться в истории скифов и их знаменитого золота помог одноименный музей-заповедник «Долина царей». HavalHaval Dargo — один из самых тщательно изученных нами автомобилей. Если хотите больше подробностей о нем, то вот сразу несколько материалов на выбор. Сначала мы выпустили [тест-драйв Dargo](https://motor.ru/testdrives/haval-dargo-kitaiskii-avtomobil-ne-dlya-vsekh.htm), потом два видео, [Ефима Репина](https://motor.ru/testdrives/video-test-haval-dargo.htm) и [Ильи Фролова](https://motor.ru/lab/novyi-haval-iz-rossii.htm) из ПриветТачки, потом собрали частные [мнения редакторов](https://motor.ru/testdrives/obsuzhdaem-haval-dargo.htm) о кроссовере, и наконец [протестировали версию Dargo X](https://motor.ru/testdrives/haval-dargo-x.htm) с блокировкой заднего дифференциала. Кстати, если вы хотите прочитать и о других путешествиях «Мотора», то [вам сюда](https://motor.ru/label/puteshestviya). Haval
«Охотники за аномалиями» — так назвал свою экспедицию по Хакасии и Тыве автоспортсмен, путешественник и давний друг «Мотора» Андрей Леонтьев. В Южной Сибири немало мест с мистическим и даже аномальным флёром, которые привлекают исследователей, искателей приключений и туристов, интересующихся тайнами природы. Теперь и мы узнаем, что такое «сундуки» и менгиры, а также куда ведет горный портал.