Последний советский фильм, про который можно сказать: «Вся страна видела». Почти 55 миллионов зрителей смотрят в 88-м «Маленькую Веру». Народ ломится на первую в отечественном кино даже не постельную — «коечную» сцену. Тема секса обеспечит и свыше 40 миллионов посещений фильму «Интердевочка».
Вера маленькая, потому что младшая в семье. Одетая с кооперативным шиком выпускница забирается по пожарной лестнице в комнату главного общежитского ловеласа и овладевает им в позе наездницы. Зрители постарше говорят, что в фильме секса много, а помоложе — что мало. Киноочерк нравов создали дебютанты — 27-летний режиссер Василий Пичул и его жена, сценаристка Мария Хмелик.
Веры в добродетельность современников у авторов тоже немного. Героиня не должна была появиться на свет — мама собиралась делать аборт, но подходила очередь на квартиру, а с двумя детьми давали двухкомнатную. В эти блочные хоромы знакомиться с родителями ловелас Сергей приходит в шортах — чтоб позлить, поскольку жениться его заставляет старший брат Веры.
Хотя партия вроде завидная: папаша работает водителем КамАЗа — «считай, машина своя», на даче в 6 соток созрели овощи-фрукты — «налаживайте, Серёжа, салат», — угощает мамаша. Под полночные радиозвуки госгимна на кухне вялится вобла — тут, у лучшей закуски к пивку, отец Веры несильно пырнет ножиком «жениха этого ё…иного», а потом и сам помрет по пьянке. Такая вот семейная идиллия.
Исполнительница роли Веры — Наталья Негода — признана секс-символом Перестройки. Её фотосессия для американского «Плейбоя» прославляет раскованность русских красавиц на весь мир — похоже, на неё клюнул шведский дядька из «Интердевочки». Фильм про валютную проститутку маститый Петр Тодоровский начинает снимать, едва в СССР признано само существование темы.
Елена Яковлева играет ленинградскую медсестру Таню, которая по вечерам идет в отель, остается на ночь у заезжего иностранца, а утром уходит на легальную работу, одарив фирменным презентом дежурную по этажу. Один из клиентов влюбляется в интердевочку всерьез и увозит ее к себе. Но в Швеции переселенке скучно, там не могут забыть ее происхождения, а дома на Таню завели дело и следователи всё рассказали маме — в общем, грехи не сходят с рук.
Либеральная кинокритика рукоплещет, ветераны советского экрана негодуют: вот такое теперь будут разрешать? Залы полны, но большинство публикуемых откликов — обескураженные: «Сходила посмотреть, раз уж столько все говорят. Мужу не сказала, что пошла в кино — стыдно».
Леонид Парфёнов.