Рубрики
Жизнь

Многоликий Тартюф: самые яркие постановки комедии Мольера

«Тартюф» Мольера, прошедший непростой путь к сцене, стал мировым театральным хитом. Драматургу пришлось трижды переписать пьесу и добавить хеппи-энд, восхваляющий Людовика XIV, чтобы добиться разрешения на постановку. Имя героя стало синонимом лицемерия, а режиссеры до сих пор по-своему трактуют его образ. К премьере нового «Тартюфа» Евгения Писарева в Театре наций «Сноб» вспоминает самые яркие интерпретации этой комедии.

Тартюф — демагог

Театр на Таганке, 1968 год

Режиссер Юрий Любимов

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Юрия Любимова
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Юрия Любимова

Легендарный спектакль Юрия Любимова был одной из  самых ярких постановок «Тартюфа» в России. В нем, как это часто бывало у Мастера, звучала тема противостояния художника и власти. Любимов ввел в постановку историю запрета «Тартюфа» — подлинные документы XVII века. Причем король и кардинал, между которыми метался Мольер, были куклами. А остальные актеры появлялись из нарисованных портретов. Привыкшие считывать эзопов язык зрители, конечно, восприняли антиклерикальную сатиру как антисоветскую. Спектаклю устроили настоящий разнос в прессе, но через 10 лет уже выпустили на гастроли во Францию. В Театре на Таганке его продолжали играть более 50 лет. 

Тартюф — ловелас 

МХАТ, 1981 год

Режиссер Анатолий Эфрос

Александр Калягин, Игорь Власов, Анатолий Эфрос на репетиции спектакля «Тартюф»
Александр Калягин, Игорь Власов, Анатолий Эфрос на репетиции спектакля «Тартюф»

Легкий, комедийный спектакль Анатолия Эфроса, оформленный его сыном, художником Дмитрием Крымовым, отличался звездным составом: Оргона играл Александр Калягин, его жену — красавица Анастасия Вертинская, а в роли Тартюфа на мхатовской сцене дебютировал Станислав Любшин. «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать», — писал режиссер во время работы над спектаклем. Но Любшин играл больше обаятельного ловеласа, который весьма откровенно для советских пуританских времен приставал не только к хозяйке дома, но и к служанке Дорине. В 1989 году спектакль был записан для телевидения почти с тем же составом, но уже без Ангелины Степановой и Юрия Богатырева, которые играли мать Оргона и его шурина Клеанта.  

Тартюф — фанатик

«Шаубюне», 2014

Режиссер Михаэль Тальхаймер

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Михаэля Тальхаймера
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Михаэля Тальхаймера

В 2014 году спектакль Михаэля Тальхаймера стал одним из хедлайнеров фестиваля NET, который знакомил Москву с лучшими образцами европейского театра. Он запомнился не только эффектной сценографией, где игровая площадка буквально переворачивалась «с ног на голову», демонстрируя катастрофический кавардак в семье Оргона. И не только фарсовой, гротескной манерой игры всех актеров, похожих на марионеток. Но прежде всего пугающим образом Тартюфа — Ларса Айдингера, любимого актера Томаса Остермайера. Нечесаный, с голым торсом, испещренным какими-то письменами, он походил на рок-идола или вестника конца света. Тальхаймер в этом спектакле отказался от финальной сцены с явлением гонца от государя, заменив его цитатой из Апокалипсиса, призывающей Господа вмешаться в дела недостойного человечества.

Тартюф — Распутин

Электротеатр Станиславский, 2016

Режиссер Филипп Григорьян

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Филиппа Григорьяна
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Филиппа Григорьяна

Оригинальную трактовку «Тартюфа» предложили в Электротеатре «Станиславский» режиссер Филипп Григорьян и драматург Ольга Федянина. Семья Оргона напоминала царскую семью Николая II: четыре дочери, сын в матроске с сабелькой. Тартюф же с всклокоченной бородой и сибирским окающим говором предстал в облике Распутина, который появлялся из дымящегося люка, словно исчадие ада. Выдающийся актер Лера Горин воплотил образ настоящего монстра, в котором дьявольскую сущность невозможно было не разглядеть.

Во втором акте действие переносилось в эпоху революции. Оргон читал завещание своего дома Тартюфу, словно это было отречение императора от престола. Развязка истории была подчеркнута появлением «бога из машины»: на сцене возникала женщина, стилизованная под Маргарет Тэтчер, которая в трансляции CNN сообщала об аресте злодея. Это решение выглядело неожиданным, подчеркивая наивность надежд на европейскую демократию.

Тартюф — распутник

Театр на Таганке, 2020

Режиссер Юрий Муравицкий

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Юрия Муравицкого
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Юрия Муравицкого

«Le Тартюф. Комедия» — один из главных хитов новой «Таганки». Здесь Юрий Муравицкий впервые успешно опробовал свой авторский стиль современной гламурной комедии дель арте. Персонажи-маски в безумных париках и сногсшибательных костюмах Гали Солодовниковой исполняют свои монологи-арии с ломаным французским акцентом в условном павильоне, переливающемся неоновыми красками. Тартюф Романа Колотухина выходит на сцену обнаженным с гитарой наперевес, опьяняя своим порочным сладострастием не только Оргона (Василия Уриевского), но и всех его домочадцев. А его показное благочестие — тут лишь один из маскарадных костюмов. Здесь страсти накалены до кипения и при этом сугубо театральны, даже карикатурны, так что зрители то и дело хохочут над проделками героев. 

Тартюф — ноунейм

«Комеди Франсез», 2022 

Режиссер Иво Ван Хове

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Иво Ван Хове
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Иво Ван Хове

«Комеди Франсез» называют «домом Мольера» даже с большим основанием, чем наш Малый — «домом Островского». Он ведет родословную от труппы Мольера и продолжает традиции в том самом историческом дворце Пале-Рояль. Тем смелее было решение дирекции доверить юбилейный спектакль в честь 400-летия драматурга варягу — бельгийскому режиссеру Иво Ван Хове. Он предпочел поставить первую версию «Тартюфа» — более лаконичную и без счастливого финала — и, конечно, обошелся без фижм и париков. Все герои тут носят одинаковые деловые костюмы, а белый квадрат сцены похож на ринг для сражений — рукопашных или эротических. Режиссер рассказывает о распаде аристократической семьи, катализатором которого, как в «Теореме» Пазолини, становится таинственный ноунейм, найденный Оргоном (Дени Подалидес) буквально на помойке. Российские зрители могли увидеть спектакль в кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD. 

Тартюф — святоша

Театр наций, 2024 год

Режиссер Евгений Писарев

Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Евгения Писарева
Сцена из спектакля «Тартюф» в постановке Евгения Писарева

Евгений Писарев решил поставить Мольера в принципиально реалистическом ключе — в духе современного сериала вроде «Наследников». Действие происходит в наши дни во Франции, в стильном особняке чиновника Оргона, которого блестяще играет Игорь Гордин. При всем внешнем благополучии — деньги, успех, красавица-жена (Аня Чиповская) — он испытывает личный кризис, поэтому и бросается к невзрачному святоше Тартюфу, у которого есть хоть какие-то духовные и нравственные ценности. Что, впрочем, не мешает тому волочиться за хозяйкой дома и прибрать к рукам чужое имущество. Режиссер и исполнитель заглавной роли Сергей Волков считают, что Тартюф любит искренно, что только отвергнутое чувство и оскорбленное достоинство толкают его на месть своим благодетелям. И вот этот ресентимент в спектакле выглядит по-настоящему страшно.

Подготовила Марина Шимадина