Дюма – это инсценировавший свою смерть Александр Пушкин?
Теория о том, что Александр Дюма – это инсценировавший свою смерть Александр Пушкин, является одной из альтернативных исторических гипотез. Она основана на ряде странных совпадений и фактов, которые действительно могут заставить задуматься.
1. Совпадение временных рамок и обстоятельства смерти
29 января 1837 г. – официальная дата смерти Пушкина после дуэли с Дантесом. Похороны Пушкина сопровождались рядом странных обстоятельств, которые породили множество теорий, включая гипотезу об инсценировке его смерти. Тело поэта не выставлялось для прощания, а гроб был закрытым. Гроб вывезли из Петербурга тайно, в ночное время, что необычно для человека такого масштаба.
После 1837 г. – резкий творческий взлёт Дюма, который до этого был известен лишь как драматург, но внезапно превращается в автора десятков крупных романов.
До 1837 года Дюма в основном писал пьесы и не проявлял себя как писатель-романист.
Гипотеза:
Пушкин, находясь в России, написал несколько успешных пьес и опубликовал их от имени Дюма. Получается, что он заранее начал вести двойную жизнь?
После 1837 года Дюма невероятно продуктивен, создавая множество популярных исторических романов:
1844-1845 гг. – «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо», «Двадцать лет спустя».
1846-1850 гг. – «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Виконт де Бражелон».
1850-е – 1860-е гг. – десятки романов, создание собственной «писательской фабрики».
2. Подозрительное знание России у Дюма
1840 г. – выходит роман «Учитель фехтования», в котором Дюма подробно описывает Россию: царский двор, декабристов, русскую природу, быт и улицы Петербурга.
Откуда у французского автора такие детальные знания о России, если он никогда там не жил?
Гипотеза:
Если Дюма — это Пушкин, то он прекрасно знал Россию из личного опыта и мог описывать всё с такой точностью.
3. Сходство литературного стиля
Пушкин известен своими динамичными диалогами, остротой, лёгкостью слога и увлекательным повествованием.
Дюма использует тот же стиль, его книги читаются так же легко, с вниманием к деталям и характерным юмором.
Оба писателя склонны к развёрнутым описаниям, но без занудства.
Стиль Дюма после 1837 г. подозрительно напоминает стиль Пушкина!
Языковой барьер? Родители Пушкина предпочитали дома говорить по-французски. В то время многие дворяне говорили по-французски в быту, а русский считался второстепенным. У Пушкина был французский воспитатель. Русский язык Пушкин освоил, благодаря: няне Арине Родионовне и слугам.
Гипотеза:
За несколько лет жизни во Франции Пушкин-Дюма наверняка улучшил знание разговорного языка, овладев нюансами речи, причем с ярко выраженной эмоциональностью и игрой слов.
4. Внешнее сходство
Александр Дюма и Александр Пушкин имели африканские корни.
Они оба обладали схожими чертами лица, густыми кудрявыми волосами и тёмным цветом кожи.
Некоторые исследователи полагают, что портрет Дюма в молодости напоминает Пушкина.
5. Сходства характеров
Пушкин и Дюма были известными дуэлянтами и азартными людьми.
Их жизнь была наполнена романтическими увлечениями, карточными долгами и авантюрами.
Оба стремились к славе и успеху, не желая оставаться в тени.
6. Одинаковое имя
Оба писателя носили имя Александр, что могло бы облегчить смену личности.
Гипотеза:
Если инсценировка смерти действительно имела место, логично было бы сохранить имя, чтобы легче адаптироваться к новой жизни.
7. Проблемы с идентичностью Дюма
Известно, что Дюма никогда не говорил о своём детстве в деталях. О его биографии известно мало вплоть до 1830-х годов.
В разных документах указаны разные даты его рождения, что может свидетельствовать о попытках скрыть или изменить личность.
Совпадение? Или сознательное сокрытие прошлого?
8. Невежество Дюма в общеизвестных вопросах
Дюма часто ошибался в деталях французской жизни, если предположить, что Дюма на самом деле был Пушкиным, то его ошибки можно объяснить тем, что он не вырос во Франции и знал её историю только по книгам.
Гвардейцам в Лувре было запрещено носить шпаги, но мушкетёры вместе с Д’Артаньяном спокойно ходят с оружием. В сцене отравления героини в «Королеве Марго», яд подливают в общий бокал, но у французской аристократии женщины и мужчины не пили из одной посуды. Герои называют Генриха Наваррского «Ваше Величество» ещё до его коронации, что невозможно по правилам этикета. Подобных очевидных ошибок — у Дюма множество.
9. Связь с тайными обществами
Пушкин, как известно, имел связи с масонами и тайными организациями, которые могли помочь ему «исчезнуть».
Дюма, по некоторым данным, также был связан с тайными обществами.
Это может объяснять, как Пушкин смог сменить личность и начать новую жизнь во Франции.
10. Как инсценировка смерти осталась незамеченной
Пушкин всю жизнь находился под жёстким контролем царя Николая I. Публиковать произведения свободно он не мог. В его жизни были ограничения и цензура.
Не исключено, что представители российской власти были осведомлены об инсценировке, но им было выгодно поддерживать официальную версию о гибели поэта.
Дуэль и «гибель» Пушкина позволили власти убрать неудобную фигуру, избежав общественного скандала.
Если Пушкин уехал в Францию под покровительством власти, он мог выполнять определённые задачи, например, быть осведомителем.
Для общества версия о трагической гибели поэта была идеальной – она создавала культ личности Пушкина и одновременно исключала его влияние на политические процессы в России.
Таким образом, стал возможен сценарий, при котором Пушкина не устранили, а позволили ему покинуть Россию, при этом сохраняя официальную версию его смерти.
Александр Дюма во Франции был абсолютно свободен! Он мог писать на любые темы, не боясь репрессий.
Вывод
Конечно, прямых доказательств нет, но:
Странные совпадения дат (смерть Пушкина – расцвет Дюма). Знание России у Дюма. Похожие стили письма. Внешнее сходство. Связи с тайными обществами.
Всё это делает теорию не такой уж невозможной!
Гипотеза:
Возможно, Александр Пушкин не умер в 1837 году, а просто нашёл способ продолжить своё творчество – под именем Александра Дюма.
Нестандартные подходы к изучению литературы и истории могут сделать чтение увлекательным для детей и подростков. Например, теория о том, что Пушкин инсценировал свою смерть и продолжил писать под именем Дюма, может превратить обычное чтение в настоящее расследование!
Ребёнок будет не просто читать, а изучать исторические события: что происходило во Франции и России в 1837 году? Почему «смерть» Пушкина была выгодна властям? Почему Дюма вдруг стал так продуктивен именно после 1837 года?
Если книга или текст, который ребенок читает вслух, ему неинтересен, он может потерять мотивацию. Неинтересное чтение воспринимается как обязанность, а не как удовольствие.
Что делать: Выбирайте книги, которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Позвольте ребенку участвовать в выборе книг и пробуйте разные жанры и форматы, чтобы найти то, что его захватит.
Источник книга «Искусство чтения вслух. Как научить ребенка», подзаголовок 1.2. — Почему дети не любят читать вслух