На дворе нулевые.
Страна на подъеме, люди богатеют. Даже обычный работяга из Питера может теперь позволить себе слетать отдохнуть в отпуске за границу.
Таким работягой был мой знакомый. Начал он зарабатывать неплохие по тем временам деньги и купил себе подержанную иномарку — серебристый Фольксваген Пассат Б3 (без решетки который). Купив эту машину, парень начитался на форумах историй, как можно зарабатывать деньги, возя бензин, сигареты и спиртное за границу, продавая там все это дороже. Ловили, правда, таких незадачливых контрабандистов, но не всегда. Человек пошел еще дальше — и решил обхитрить схему легального ввоза сигарет, спиртного и бензина в Финляндию. Разрешалось тогда ввозить определенное количество крепкого алкоголя и сигарет на человека. И парень смекнул, что если в машине будет еще трое пассажиров, то легально можно ввезти больше. В общем, так предложили мне прокатиться в Финляндию. Денег за поездку знакомый не брал, только попросил купить несколько литров дешевой водки и маленький блок сигарет.
Я оформил необходимые документы, получил визу на выезд в Финляндию.
Ехать планировали в пятницу вечером, после работы. Накануне я купил несколько пачек дешевых сигарет, несколько бутылок дешевой водки, обменял в обменники рубли на евро.
Вечером за мной заехал знакомый на Пассате, мы погрузили в багажник водку и сигареты. В машине уже сидели двое парней, которые тоже купили все это.
И мы поехали навстречу неизвестной тогда загранице. Доехав почти на лампочке до последней в России заправки, знакомый заправил машину так, что она аж просела, при этом заставил всех выйти перед заправкой и наехал на заботливо оставленный кем-то на заправке камень. В машину влезло больше 100 литров бензина.
Таможню прошли на удивление быстро, заспанный таможенник посмотрел документы, спросил, нет ли чего запрещенного, попросил открыть багажник, пересчитал все сигареты и водку, поставил штампы в документах и махнул рукой — мол, проезжайте. Почти так-же прошли и финскую таможню. И вот, мы оказались за границей. Отъехав примерно 20-30 км от КПП, мы свернули на проселочную дорогу, где стоял почти такой же Пассат, только с финскими номерами. Водители обоих Пассатов перегрузили водку и сигареты из машины, на которой мы ехали , потом что-то поколдовали под капотом, и погрузили канистры в Багажник финского Пассата.
И вот, сделав все это, мы поехали дальше, и приехали к магазину, который был построен чуть-ли не в чистом поле. Магазин был огромный, показался тогда даже больше Ленты, не так давно появившейся в Питере, и работал, несмотря на позднее время. Один из пассажиров купил упаковку стирального порошка, другой — зачем-то набрал зубной пасты, мыла и дезодорантов. Водитель Пассата — брал зерновой кофе и большие бутылки с тем самым «Фейри». Я накупил себе всякой мелочевки, вроде шоколадок, растворимого кофе и сыра.
Закупившись, мы поехали обратно, не стали даже заезжать в приграничный город, потому что, как сказал водитель — «бензина почти нет». Без особых проблем прошли таможню, хоть и была небольшая очередь, снова таможенники пересчитали продукты, попросили показать зачем-то чеки. Въехав в России, водитель сразу же позвонил кому-то, попросив привезти бензина, и только КПП исчезло из виду, водитель свернул на проселок и через несколько минут приехал человек, который привез ему канистру с бензином. Примерно через пару часов после нашего «приключения» мы были дома и отсыпались.
Шоколадки, кофе и сыр оказались мало того, что дешевле, так и вкуснее.
Финляндия тогда, если честно, не произвела какого-то величайшего впечатления, единственное, показало, что дороги у них идеально ровные, даже проселочные. И сильно удивил ассортимент товаров в гипермаркете — хоть в Питере и была уже Лента, но в ней ассортимент был как будто скромнее, чем у Финнов.
Впоследствии, я ездил в Финляндию еще несколько раз, в то время начали даже появляться «шоп туры» в виде микроавтобусов, которые возили людей до приграничных магазинов и обратно. Однако, после 2014 года ездить в Финляндию стало дорого и больше я там не бывал.
Впоследствии, я как-то разговаривал со знакомым, который тогда нас возил в Финляндию, и он рассказал мне, что периодически возил туда спиртное, сигареты и топливо на своем Пассате, иногда даже делал в день по 2 выезда. Но особых денег на этом деле он не заработал, максимум — 50 баксов за выезд чистая прибыль была. А серьезные партии контрабанды возить он побоялся.
Сейчас, конечно, это кажется смешным: ехать в соседнюю страну поздно вечером, чтобы купить шоколадок, когда их можно заказать с доставкой домой в любое время, любого наименования и количества, но тогда — это казалось круто: побывать заграницей и привезти оттуда «заморских диковин»