Рубрики
Жизнь

Художник Петр Кирюша: Мне хотелось быть печатным станком

Интервью с художником Петром Кирюшей — о современном концептуализме, трансформации своего человеческого состояния в нечеловеческое и зыбкой границе между фантазией и реальностью.

Петр Кирюша
Петр Кирюша

Вы создали «воображаемую реконструкцию» выставки, которой никогда не было. Объясните для неискушенных зрителей: а в чем смысл этого жеста?

Этот жест — вполне в традиции московского концептуализма. По сути, это жанр мокьюментари, псевдодокументалистика. Обычно о ней говорят в контексте кинематографа, но мы вынесли это в непосредственно художественную плоскость. Событий, которые мы показали, не было, а они преподнесены так, как будто вполне реальны, только забыты. Смысл — в игре с границей между вымыслом и реальностью, в проблематизации вопроса о том, насколько она проницаема.

С чего начался процесс создания этого вымышленного пространства? Как вообще пришла такая идея?

Это было наше с Антоном Козловым, Катей Чувашовой и Галиной Шубиной коллективное сновидение. Как-то мы сидели и просто разговаривали — и пришла идея создать проект, не отталкивающийся от реальности. Потому что сегодня нашей реальностью является в том числе и то, что мы увидели на фотографиях, в рилсах. Мы свидетели очень многих вещей, транслируемых различными медиа. И волей-неволей этот чужой, а зачастую и просто вымышленный опыт мы присваиваем, будучи «свидетелями». Впрочем, и реконструированная нами выставка — не только «вымышленная»: кто знает, может, нечто такое и вправду где-то когда-то уже происходило? Просто об этом никто не помнит…

Обычно ваши работы вдохновлены фрагментами реальности, но в этом проекте импульсом стала ее воображаемая версия. С чем легче работается — с реальностью или с вымыслом?

Понимаете, в чем тут дело: мы не можем увидеть во сне то, чего не встречали в жизни. Вот так и с этой выставкой. Моя работа — брать что-то из реальности, но что-то такое, о чем я как бы забываю. Это может и мне самому казаться выдумкой, но материал моей работы может быть и не выдумкой. То есть даже для меня самого большой вопрос, что из всего этого было чистой фантазией, а что — частью реального мира.

Где для вас пролегает граница между реальным и воображаемым — и определяет ли она что-нибудь в вашей жизни и творчестве?

С появлением соцсетей и возможности моментального присутствия, моментального погружения во что-то, что показывает мне медиа, эта граница стала очень зыбкой. Я сейчас не в Москве, но могу посмотреть контент в своей ленте, связанный с Москвой, и мгновенно в нее переместиться, стать частью событий, происходящих в ней. Я потребляю фантомы в соцсетях, просматриваю какие-то архивные съемки, и это становится моей реальностью. Реальность стала расслаиваться для меня на какие-то подвиды, она множественна. Цифровой поток и сны — дополнительные слои этой моей реальности. Кстати, благодаря цифровым технологиям сон ведь тоже стал более реальным, чем когда-либо в человеческой истории. И не только для меня.

Работы Петра Кирюши
Работы Петра Кирюши
Работы Петра Кирюши
Работы Петра Кирюши
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке«Контур»
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке«Контур»
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке«Контур»
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке«Контур»
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке<b> </b>«Контур»
Экспозиция стенда Петра Кирюши на ярмарке «Контур»

На этой вымышленной выставке, согласно концепции, представлена графика художников из разных поколений и направлений. Вы сами придумали этих художников? Что это за персонажи, что их объединяет, и спорят ли они на выставке между собой?

Я черпал вдохновение из коллекции графики Антона Козлова, вдохновлялся реально существующими художниками — и советского периода, и наших дней. Но моя работа при этом не была компиляцией. И передо мной не было задачи придумать художников, их личности и характеры, от лица которых я бы высказывался. Нет, представленные на выставке работы — это именно мое высказывание, я не разыгрывал диалога между придуманными мной авторами. Потому что у меня нет возможности разделять личности внутри себя — их не так много, такое под силу только шизофренику.

Для успеха выставки концептуального искусства необходим идеальный мэтч с куратором: именно он делает выставочное пространство продолжением художественного высказывания. А ведь без правильного пространства концептуальное искусство зачастую невозможно адекватно понять. Чем куратор выставки в таких случаях принципиально отличается от художника?

Я бы не разделял историю с концептуальными выставками и просто выставками. Куратор в любых случаях выступает примерно в одной и той же роли. Он не организует процесс, как режиссер, — его лучше сравнивать с режиссером монтажа: куратор дает оптику, показывает, что и за чем должно идти на выставке, чтобы фрагменты высказывания художника складывались в «предложения» и единый «текст».

У художника же развито совсем другое зрение. Он думает: эта вещь должна выглядеть вот так, а не иначе, потому что так диктуют законы пластики, композиции и так далее. То есть его волнует в первую очередь изобразительность. А куратор просто собирает конструктор «Лего» из предоставленного ему материала, выстраивает последовательность. Работа куратора дает художнику возможность увидеть свои же работы, но в другом порядке, в другом качестве. И при таком взгляде на них в этих работах появляется какой-то другой смысл. Конечно, существуют и художники-кураторы, которые сами видят, что и каким образом можно развесить, чтобы это приносило дополнительные возможности «прочтения» искусства. Но у меня таких амбиций нет, я просто художник.

При этом куратор — безусловно, художник. Если художник пользуется изобразительными материалами, то куратор — самими произведениями искусства. Но ведь они в его руках и становятся такими же изобразительными материалами! Художник — это подмастерье, а куратор — мастер. Вот такая диалектика.

Вы работали над выставкой как художник. Но все-таки это «реконструкция выставки» якобы нескольких других художников, то есть вы ее как бы только монтировали из «чужих» произведений. Эта работа не заставила вас почувствовать себя куратором, проявляющимся одновременно в двух ипостасях?

Пожалуй, все-таки нет. Я могу предлагать способ изображения каждого конкретного произведения, но не выстраиваю последовательность, в которой их выгодным образом можно было бы развесить.

Может быть, после работы над выставкой вы вдруг задумались о множественности отыгрываемых вами социальных ролей? Или о невозможности четко определить собственную субъектность. Эти вопросы, кажется, волнуют концептуалистов не в последнюю очередь.

Вновь вас огорчу: таких мыслей у меня не возникло. Но эта выставка действительно говорит о подобном раздвоенном существовании, о множественности состояний, в которых может пребывать человек. А проблематика, озвученная вами, действительно интересует концептуалистов. Во время пандемии я поставил на себя эксперимент — каждый день перерисовывал чужие картины, рисовал в блокноте чьи-то публикации из соцсетей… Мне хотелось попробовать быть не собой. Печатным станком, например. Чем-то, что не является человеком.

Есть мнение, что концептуальное искусство исчерпано и большинство выработанных советским андеграундом стратегий и приемов на сегодня бесперспективны. Концептуализм как-нибудь трансформируется? Чем он еще способен удивить искушенную публику?

Трансформируется, как и все вокруг. Концептуализм — это просто один из методов работы, один из возможных языков, который неисчерпаем в той же мере, что и язык русского авангарда начала ХХ века или язык эстетики нулевых. Все эти языки стали нам ближе благодаря развитию технологий, они для нас одинаково близки. И за счет этого они как бы «оживились», наполнились новым потенциалом, который может убедительно раскрыться в чьих-то новейших художественных практиках. Пока существует человечество со всеми его страстями и потребностями, говорить об исчерпанности чего-либо рано. Тем более в исторический момент, когда нам как бы принадлежит все — благодаря мгновенному доступу через интернет.