Рубрики
Жизнь

Классика Копполы, адаптация хоррора и новинка Netflix: топ-7 нестандартных книжных экранизаций

В российском прокате — оскароносная «Зона интересов» Джонатана Глейзера. Его скромная антивоенная драма об ужасах фашизма родилась из одноименного романа Мартина Эмиса. Но экспериментатор Глейзер наделил книгу новым прочтением, превратив ее из рядовой адаптации в своеобразный арт-объект. Рассказываем об этой и других оригинальных экранизациях книг.

«Призраки дома на холме»

Кадр из сериала «Призраки дома на холме»
Кадр из сериала «Призраки дома на холме»

Личный фаворит Стивена Кинга и большой поклонник творчества писателя Майк Флэнаган (на его счету три экранизации произведений автора и четвертая — новая «Кэрри» — на подходе) в 2018 году выпустил мини-сериал «Призраки дома на холме». Проект родился из хоррор-романа другой мастерицы жанра — Ширли Джексон «Призрак дома на холме». Режиссер вольно обошелся с первоисточником, заимствовав только его сердцевину — историю про коллапс семьи в предлагаемых мистических обстоятельствах. Флэнаган разбил свое произведение во времени. Одна часть шоу разворачивается в прошлом, когда главные герои были детьми, их родители по незнанию прикупили проклятый особняк, и зло в его стенах пробудилось. Вторая часть происходит в наши дни, когда дети выросли и утащили с собой во взрослую жизнь ворох травм и страхов. Флэнаган развил сюжет Джексон до большого семейного романа, в котором подошел к теме ужаса психотерапевтически: все унаследованные детьми страхи обрели буквальное воплощение, будь это секс-аддикции, алкоголизм или страх близости. Найдя свою форму, эти фобии оказались страшнее любых подкроватных монстров. Подход Флэнагана был не просто новаторским, но и успешным для жанра, частично перезагрузив его и снабдив новой перспективой.

«Адаптация»

Кадр из фильма «Адаптация»
Кадр из фильма «Адаптация»

Есть рассказанная самим Чарли Кауфманом легенда о том, как родился его оскароносный хит — фильм «Адаптация», снятый Спайком Джонзом. После успеха фильма «Быть Джоном Малковичем» Кауфману за солидный гонорар предложили написать сценарий по книге Сьюзен Орлеан «Похититель орхидей». Это документальная книга, в основе которой — расследование дела об аресте растениеводов, промышлявших кражей редких орхидей. В основу книги легла статья из The New Yorker — довольно сухой текст о реальных событиях, сосредоточенных исключительно на теме цветоводства.

Кауфман, согласившийся на работу, быстро растратил выплаченный аванс, но так и не сумел подступиться к материалу и нащупать должную драму. В отчаянии сценарист решился на авантюру: он с нуля написал собственный сюжет, в котором появились новые герои и саморефлексия автора о муках творчества. Назвал фильм «Адаптация» и выдал его за экранизацию книги Орлеан, с которой текст Кауфмана не имел ничего общего. Продюсеры тем не менее одобрили материал, и так появился фильм с Николасом Кейджем и Мерил Стрип, в котором они исполнили одни из лучших ролей в своей карьере. Кейдж сыграл сразу двух писателей-близнецов (две вариации самого Кауфмана) в творческом тупике, а Стрип — ту самую Сьюзен Орлеан.

«Зона интересов»

Кадр из фильма «Зона интересов»
Кадр из фильма «Зона интересов»

Оригинальная книга Мартина Эмиса, опубликованная в 2014 году, представляла собой не только антивоенный эпос, но и бытовую драму о «сердцах трех». На фоне Второй мировой войны, за забором лагеря смерти Освенцим, разворачивался напряженный любовный треугольник: немецкий офицер и заключенный-еврей влюбляются в жену коменданта концлагеря. Однако чувственной стороне событий Эмис уделяет не так уж много внимания — его проза сдержанна, суха и вязка. Спустя десять лет за адаптацию романа взялся Джонатан Глейзер — и увидел книгу по-своему. Он намеренно отказался от любовной линии, сосредоточившись на пространстве, где между людьми нет и следа любви. Его фильм тоже обманчиво статичен. Вот супруга коменданта с подругами перебирает красивые вещи, принадлежавшие убитым евреям. Вот сам комендант без эмоций обсуждает с подчиненными закупку новых печей — тех самых, в которых можно сжигать больше заключенных. А вот серый пепел тихо оседает на дом немецкой семьи — результат работы этих печей. «Зона интересов» — кино, исследующее зло в его бытовом виде: как можно воспитывать детей, наслаждаться красивым садом на заднем дворе и иметь при этом совершенно атрофированное сердце.

«Апокалипсис сегодня»

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Антивоенный эпос Фрэнсиса Форда Копполы за почти полвека своего существования стал настолько культовым, что многие уже забыли, с чего все начиналось. «Апокалипсис сегодня» — это вольная, но все же близкая по духу адаптация романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы», написанного за 70 лет до выхода фильма. В оригинале — приключенческий роман о моряке, который в начале XX века отправляется в Центральную Африку, чтобы по заданию некой «Компании» вернуть одного из ее агентов по фамилии Куртц. Тот вдали от большой земли постепенно лишился рассудка и увлекся радикальными идеями о цивилизации и дикарстве.

Коппола, который после завершения войны во Вьетнаме старался отрефлексировать этот травмирующий для страны опыт, перенес события в Азию, сфокусировавшись на американских солдатах, посланных убивать. И на одном офицере, задача которого — вернуть из дремучих джунглей обезумевшего генерала Куртца в исполнении Марлона Брандо. Режиссер увидел в романе Конрада вечный сюжет о войне и мире, которые неразрывны и цикличны — одно вечно сменяет другое. Картина Копполы имеет много отличий от первоисточника, но не вступает с ним в конфликт: напротив, книга и фильм идеально дополняют друг друга.

«Этернавт»

Кадр из сериала «Этернавт»
Кадр из сериала «Этернавт»

В конце апреля на Netflix вышел аргентинский сериал «Этернавт» — экранизация одноименного графического романа конца 1960-х, созданного сценаристом Эктором Оэстерхельдом и художником Альберто Бреччиа. Упаковав свой замысел в жанр постапокалипсиса, авторы рассказали напряженную историю о власти, тирании и будущем мира вне каких-либо территориальных границ.

По сюжету прямо в разгар аргентинского лета на страну (а после и на весь континент) опускается снежный циклон. Но снег этот смертелен — стоит ему соприкоснуться с кожей, как человек мгновенно умирает. Группа героев, спасающаяся в доме одного из них, чудом выживает, однако становится свидетелем краха всего привычного мира. Страна быстро погружается в хаос, правым становится тот, в чьих руках оружие, люди объединяются в конфликтующие кланы. Постепенно с неба опускаются не только смертоносные осадки, но и некие пылающие существа, объяснения которым нет. Так начинается «Этернавт» — история про крах мира, посеянный природным катаклизмом, но подхваченный самим человеком. Вышла отличная экранизация оригинального комикса, которая, возможно, не ограничится одним сезоном.

«Бедные-несчастные»

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Снятая в эстетике стимпанка драма Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун является адаптацией одноименного графического романа Аласдера Грея, выпущенного в 1992 году. Это история про девушку Беллу, которую после попытки самоубийства возвращает к жизни эксцентричный хирург. Для этого он пересаживает в тело взрослой Беллы мозг ее нерожденного ребенка. С новым сознанием и чистой памятью девушка начинает исследовать мир: сперва в рамках дома профессора, затем — покинув его стены и отправившись в путешествия по разным странам.

Лантимос увидел в ироничном произведении Грея основу для философских размышлений о человеке, мире и его месте в этом мире. По-детски непосредственная Белла учится жить, познает себя и осваивает умение отстаивать свои границы в общении с окружающими. Это стильное, непредсказуемое и саркастичное кино, поднимающее самые разные темы. Кажется, греческому режиссеру удалось творчески переосмыслить исходный текст Грея, сделав его по-настоящему актуальным и многослойным.

«Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»
Кадр из фильма «Оппенгеймер»

В основе фильма Кристофера Нолана — монументальный роман-исследование «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» Кая Берда и Мартина Шервина. Это подробнейший документ, посвященный жизни и деятельности «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера. За свою насыщенную жизнь он успел испытать крах любви и взлет карьеры ученого, увидеть страшные и необратимые результаты своей работы, а также пережить преследование американских властей, заподозривших его в симпатиях к идеям коммунизма.

Нолан постарался уложить всю эту комплексную сложность одного человека в трехчасовой фильм, принесший ему несколько долгожданных «Оскаров» и почти миллиардные кассовые сборы. Картина затрагивает ключевые события из жизни ученого, разочаровавшегося в силе науки, призванной спасать жизни, а не уничтожать все живое. На основе довольно сдержанного нон-фикшн-расследования Нолану удалось создать многослойный и драматический портрет ученого.

Автор: Ольга Обыденская