Рубрики
Жизнь

Почему стоит начать ходить в корпоративные музеи

Визит на современное производство может оказаться увлекательнее похода в парк аттракционов: здесь посетители управляют виртуальными локомотивами, наблюдают за печатью настоящих денег и «лечат» старинные картины с помощью биотехнологий. О том, как промышленные гиганты превращают свои цеха в захватывающие туристические объекты и почему этот тренд полезен не только для туристов, но и для самих предприятий — рассказывает Ирина Кирюхина, директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа».

Ирина Кирюхина
Ирина Кирюхина

Внутренний туризм в России растет уже не первый год. Развивается инфраструктура, появляются новые отели, возникают новые направления и растет интерес к неклассическим формам проведения досуга. В их числе — промышленный туризм, который все больше набирает популярность в нашей стране. По прогнозам Strategy Partners, в 2025 году число промтуристов в России превысит 2,2 млн человек. 

Активно стимулирует этот процесс государство, реализуя через АСИ программу «Открытая промышленность». По данным инициатора портала PROMTOURISM.RU Сергея Рыжова, уже более 1,5 тысяч предприятий участвуют в проекте, и ежегодно к нему присоединяются до 10 новых предприятий в каждом регионе. 

Развитие корпоративных музеев и промышленных экскурсий на действующие производства идет рука об руку. Поэтому предприятий, которые создают собственные корпоративные музеи или визит-центры, тоже становится больше. Такие площадки — это драйверы устойчивого туристического потока в тот или иной регион. 

Идея посетить настоящий цех очень привлекательна для туриста, но от организаторов таких экскурсий требуется не просто показать самое зрелищное, но объяснить этапы производства, рассказать на примере экспонатов историю предприятия и донести до посетителей ценности и философию бренда. Особенно если у предприятия есть ценные коллекции экспонатов и собственный музей для их хранения.

Зачем это предприятиям?

Собственный музей или визит-центр помогает предприятию стать более открытым и понятным не только для посетителей, но и для сотрудников и партнеров. Это, по сути, отличный инструмент решения задач для направлений PR, HR и маркетинга. Грамотно построенная экспозиция позволяет предприятию, без преувеличения, вписать себя в историю отрасли, региона, страны и мира.

А что получает посетитель?

Качественный просветительский контент, визит в святая святых производства, новый эмоциональный опыт, лучшее понимание того, как устроена отрасль и даже город, в котором находится музей и предприятие.

У кого в России уже получилось?

Одним из удачных примеров построения собственной экспозиции можно назвать Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге от ОАО «РЖД».

Экспозиция музея железных дорог России в Санкт-Петербурге
Экспозиция музея железных дорог России в Санкт-Петербурге
Экспозиция музея железных дорог России в Санкт-Петербурге
Экспозиция музея железных дорог России в Санкт-Петербурге

Экспозиция вмещает в себя более сотни единиц железнодорожной техники, а посетитель узнает из нее историю всей отрасли — со времен Царской России и до сегодняшних дней. Здесь уместно использованы современные технологии: AR для рассказа истории экспонатов и виртуальный тренажер машиниста, позволяющий понять, как управлять поездом. Существующее музейное пространство удачно дополняет кафе, выполненное в стилистике вагона-ресторана знаменитого Восточного экспресса.

Другой подобный пример — интерактивный музейно-выставочный центр «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, городе-спутнике Екатеринбурга.

Интерактивный центр «Уральские локомотивы»
Интерактивный центр «Уральские локомотивы»
Интерактивный центр «Уральские локомотивы»
Интерактивный центр «Уральские локомотивы»

Один из ключевых нарративов экспозиции, «Радость встреч», посвящен тому, как «Ласточки», производимые именно здесь, делают людей в разных городах ближе друг к другу. Экспозиция выстроена таким образом, что одновременно решает как просветительские задачи, рассказывая об истории железных дорог на Урале и погружая в процесс производства поезда, так и бизнес-задачи завода, демонстрируя новейшие разработки предприятия и его историю. Посетители могут изучать 3D-модели поездов, на интерактивной карте назначать маршруты их следования, взаимодействовать с интерактивным макетом, повторяющим структуру производственных цехов. Также в одной из мультимедийных инсталляций можно познакомиться с сотрудниками завода через персональные видео-страницы — таким образом формируется более «личная», персонализированная линия повествования внутри экспозиции.

Главным московским местом, где крупные компании создают впечатляющие выставки, по праву считается ВДНХ.

Один из ярких примеров — павильон «Нефть» от Лукойла. Это большой интерактивный центр, рассказывающий об истории и технологиях добычи нефти. Здесь постарались показать не просто факты, а саму связь человека с «черным золотом» и то, насколько высокотехнологичной стала современная нефтедобыча. Посетители не просто смотрят, а активно участвуют в процессе. Например, «мультимедийный лифт» отправляет в виртуальное путешествие по всему циклу — от поиска месторождений до получения готовых нефтепродуктов. А на тренажере-симуляторе «Опыт будущего» можно «примерить» на себя роль специалиста нефтяной отрасли и поработать с разными технологиями.

Экспозиция павильона «Нефть»
Экспозиция павильона «Нефть»
Экспозиция павильона «Нефть»
Экспозиция павильона «Нефть»

Даже доминирующий белый цвет в оформлении не случаен. Он отсылает к термину «выход светлых» (так называют ценные фракции нефтепереработки вроде бензина) и одновременно создает атмосферу стерильной научной лаборатории. При этом все экспонаты понятны и интересны как взрослым, так и детям.

Но Лукойл — не единственный, кто превратил ВДНХ в площадку для увлекательного рассказа о своей работе. Вот еще несколько примеров:

«Росатом» и его павильон «Атом». На огромной площади в 25 тысяч квадратных метров здесь прослеживается вся история советского атомного проекта: от самых истоков до современных разработок. Экспозиции демонстрируют, как изучали атомную энергию, какие проекты были реализованы, а какие остались лишь идеями. Модели, вроде водо-водяного реактора, и другие мультимедийные инсталляции делают рассказ наглядным и захватывающим.

Экспозиция музея «Атом»
Экспозиция музея «Атом»

О том, как устроен огромный город, например, Москва, рассказывает Музей городского хозяйства, созданный столичным Департаментом. Среди 140 экспонатов больше половины — интерактивные. Здесь, к примеру, гигантский макет Москвы позволяет рассмотреть все скрытые городские коммуникации через специальные бинокли с дополненной реальностью. Симулятор уборочной техники дает возможность почувствовать себя водителем, прокатившись по виртуальному городу в разные сезоны. Даже секреты архитектурной подсветки зданий — на примере Большого театра — здесь раскрывают наглядно.

Экспозиция музея городского хозяйства Москвы
Экспозиция музея городского хозяйства Москвы

Еще одно любопытное место — Центр современных биотехнологий «Музей Биотех» от Федерального исследовательского центра Биотехнологии РАН. Здесь более 20 инсталляций показывают, как биотехнологии меняют нашу жизнь в самых разных сферах: от сельского хозяйства и медицины до пищевой промышленности, переработки отходов и даже реставрации произведений искусства. Так, можно понаблюдать за разложением пластика, попробовать «вылечить» картины от вредоносных микроорганизмов, покормить бактерии и даже увидеть свечение биолюминесцентных растений.

Центр современных биотехнологий, музей «Биотех»
Центр современных биотехнологий, музей «Биотех»

Иногда корпоративный музей способен повлиять на развитие целого города. Так случилось с музеем «Магнезит» в городе Сатка Челябинской области, открытым «Группой Магнезит». Экспозиция посвящена истории и технологиям добычи магнезита — уникального минерала, который находит применение в металлургии, космосе и медицине. В музее можно увидеть и объемную схему города, и интерактивную модель производства с образцами продукции. Многочисленные макеты показывают разные этапы работы, особенно впечатляет макет карьера с динамической подсветкой, демонстрирующий этапы добычи. Тут же хранятся образцы магнезита разных эпох — от древних окаменелостей до современных огнеупорных материалов.

Экспозиция музея «Магнезит»
Экспозиция музея «Магнезит»
Экспозиция музея «Магнезит»
Экспозиция музея «Магнезит»

После реконструкции в 2016 году музей стал катализатором культурной жизни Сатки. За ним последовала череда событий, включая ежегодный фестиваль Satka Street Art Fest, который с 2017 года пополняет городскую коллекцию муралов работами стрит-арт-художников из России и других стран. Благодаря этому Сатка из обычного промышленного моногорода превратилась в точку притяжения как для ценителей промышленного туризма, так и для любителей современного искусства.

Выделю еще несколько корпоративных музеев, которые не ограничиваются только экспозицией, а предлагают заглянуть на действующее производство.

Один из них — Музей истории денег от АО «Гознак» в Санкт-Петербурге. Вот уже десять лет (почти) он погружает посетителей в историю денежного обращения России. Формат, ставший привычным для современных музеев, сочетает знакомство с редкими экспонатами из специального фонда компании и Монетного двора с интерактивными инсталляциями — например, динамическими макетами производства или игрой, где предлагается определить подлинность банкнот. Но главная особенность — возможность посетить часть действующего цеха Монетного двора и своими глазами увидеть, как печатают современные купюры и чеканят монеты, от создания модели до финального выпуска.

Экспозиция музея истории денег
Экспозиция музея истории денег

Еще один популярный пример такого рода находится в Москве — Музей истории шоколада и какао от холдинга «Объединенные кондитеры». Экспозиция выстроена как увлекательное путешествие сквозь историю какао, начиная с древнейших времен. Здесь есть элементы театра, кино, магазин сладостей, кондитерская лаборатория и, конечно, рассказ о производстве не только самого шоколада и конфет, но и их упаковки. И здесь тоже, помимо основной экспозиции, можно побывать на реальном производстве, проследить все этапы и, что особенно приятно, в конце попробовать кондитерские изделия прямо «из-под ножа».

Экспозиция музея истории шоколада и какао
Экспозиция музея истории шоколада и какао

Растущий интерес к корпоративным музеям и экскурсиям на промышленные объекты не остался незамеченным. Так появился всероссийский фестиваль «Ночь Заводов». Впервые он прошел в 2020 году онлайн, а в 2023 — уже в традиционном офлайн-формате. Идею подсказали популярные акции «Ночь музеев», «Библионочь» и «Ночь искусств», а ее автором стал Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» — известный также как организатор Уральской индустриальной биеннале.

«Ночь Заводов» в Челябинске, 2023 год
«Ночь Заводов» в Челябинске, 2023 год
«Ночь Заводов» в Челябинске, 2023 год
«Ночь Заводов» в Челябинске, 2023 год

Концепция фестиваля проста: на одну ночь действующие заводы и бывшие промышленные площадки по всей России открывают свои двери, предлагая гостям специальные культурные программы. Для многих таких пространств участие в «Ночи Заводов» стало импульсом к новому этапу развития, к большей открытости для публики и активному включению в культурную жизнь своих городов.

Таким образом, работа с индустриальным наследием, его осмысление, превращение в музейные пространства и интеграция в современную культуру — это заметный тренд, который только набирает силу, во многом благодаря растущей популярности промышленного туризма. Фестиваль «Ночь Заводов» планируется провести снова в 2025 году, и это, безусловно, расширит возможности для знакомства с этим новым и увлекательным направлением досуга, которое включает в себя и промышленный туризм, и посещение неординарных корпоративных музеев.