Рубрики
Жизнь

Русские сказки и революционный авангард: зачем ехать в Шую и Холуй Ивановской области

Каждую весну в селе Холуй Ивановской области проходит фестиваль гонок на расписных лодках «Русская Венеция». Это формальный повод приехать в Ивановскую область и, помимо Холуя, посетить еще и старинную Шую. Впрочем, автор «Сноба» Лена Грачева уверена: этим местам не нужны события и праздники, чтобы впечатлить. Скромная и обаятельная красота без привязки к сезону — та самая Россия, которую не ищут в туристических буклетах, но запоминают надолго.

Шуя, вид с колокольни Воскресенского собора
Шуя, вид с колокольни Воскресенского собора

Несколько лет назад одним из самых популярных городов Ивановской области стал Плес. У народной любви своя логика: избранное ею место сразу становится чуть больше себя самого — не физически, но смыслово. А соседи будто слегка уменьшаются и теряют в красках и привлекательности.

И тогда, чтобы привлечь внимание к другим, менее заметным городкам, для них начинают придумывать особые туристические поводы. Так, Шуя в Ивановской области превратилась в «Столицу Рождества». И правда — Шуя в праздничных огоньках, с нарядным Воскресенским собором и колокольней, действительно походит на город с рождественской открытки. А, например, у села Холуй, которое от Шуи находится в часе езды, появился свой весенний фестиваль «Русская Венеция» — гонки на расписных лодках.

Но искать специальные поводы съездить в Шую и ее окрестности совершенно необязательно. Это прекрасный маршрут на выходные в любое время года. Особенно если путешествовать из Москвы. Каких-то три часа на «Ласточке» — и ты на месте.

Один город — две эпохи

Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи
Улицы Шуи

Шуя — не город для поверхностного туристического взгляда или заранее прогнозируемых впечатлений. Никто не едет сюда ради какой-то конкретной достопримечательности. Шуя прекрасна именно как город в целом, благодаря неплохо сохранившейся застройке XIX века. И не отдельными уголками, а целыми улочками. Это город, в котором нет нужды переходить от одной локации к другой, ты здесь можешь неспешно гулять целый день, даже не заходя в музеи, а просто любуясь архитектурной средой провинциального русского города. Разглядывать детали.

Архитектура Шуи — это, прежде всего, наследие купеческой эпохи XIX века. Здесь чередуются основательные двухэтажные особняки из кирпича, с классическими пропорциями и лепниной, — и деревянные домики с причудливыми наличниками. А над всем этим возвышается колокольня Воскресенского собора, одна из самых высоких в Европе.

Если подняться на колокольню (вход всего 100 рублей), откроется панорама на город и окрестности. Здесь, с высоты 100 метров, видно, как естественно Шуя вписалась в изломы берегов реки Тезы. Пространство здесь живет по старым правилам — не из консерватизма, а из органичности. XIX век здесь не мертв — он просто чуть приглушен, как старая мелодия в глубине памяти.

Улицы Шуи
Улицы Шуи

Рядом с колокольней — центральная пешеходная улица города, названная именем Малахия Белова (бывшая — Торговая). Белов в годы революции стал одним из руководите­лей забастовочного движения шуйских ткачей. И вот с этим именем в шуйском сюжете появляется еще одна линия, характерная, пожалуй, для всей Ивановской области — герои и события революции 1917 года.

Шуя, повторимся, — редкий пример города, где так хорошо сохранилась атмосфера XIX века. Это приятный купеческий уголок средней России, с традициями мыловарения и ткачества. Но стоит пройти всего квартал от вокзала — и XIX век сталкивается с XX: мемориал «Борцам революции», памятник Михаилу Фрунзе рядом с детским парком, а в паре кварталов — сквер и в нем памятник Ленину. В Шуе соседствуют две эпохи российской истории.

Иногда они переплетаются между собой. Все у той же колокольни Воскресенского собора стоит памятник погибшим за веру. Этот монумент был открыт на месте, где в марте 1922 года во время изъятия церковных ценностей произошло столкновение красноармейцев с православными верующими. Несколько тысяч шуян тогда вышли защищать храмовые достояния, в результате столкновений многие были избиты, четверо погибли. Позже наиболее активные участники протестов приговорены к расстрелам и большим срокам заключения. Те события вошли в историю как «Шуйское дело» и стали началом усиления репрессий советской власти в отношении церкви. Документальные свидетельства об этой трагедии находятся в историко-художественном музее Шуи, названном и сейчас именем Михаила Фрунзе. И находится этот музей все на той же улице Малахия Белова.

Вид на колокольню Воскресенского собора (слева) / Памятник погибшим за веру 
Вид на колокольню Воскресенского собора (слева) / Памятник погибшим за веру 

Путь по его залам выстроен хронологически (и здесь ничего выдающегося, стандартная логика более-менее всех краеведческих музеев страны): ты знакомишься с древней историей города, развитием Шуи в XVIII и XIX веках, картографией, затем переходишь в зал, посвященный рабочему движению и репрессиям дореволюционного периода. Многое в музее посвящено Михаилу Фрунзе: в зале дореволюционного периода можно увидеть инсталляцию интерьера камеры Владимирской тюрьмы, где какое-то время Фрунзе находился в заключении, а также иные свидетельства репрессий царского времени: письма народных активистов из заключения, судебные заметки. Поначалу может сложиться впечатление, что ты на машине времени попал в советский музей героев 17-го года. Тут тебе и фотографии рабочих, и архивные номера газет партии эсеров, и прокламации, и уставы боевых дружин — полный комплект для пламенных сердец.

Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе

Но дальше начинается зал, в котором одна половина сохраняет весь этот революционный запал (часть экспозиции комнаты занята панорамой сражения времен Гражданской войны), зато вторая — многочисленные свидетельства уже советских репрессий и террора.

И весь революционный задор сходит на нет перед немыми, но очень красноречивыми архивными свидетельствами: описями имущества арестованных, фотографиями казненных с краткими историями их жизни, причем чаще всего такими: «в 17-м году поддержал революцию, в 37-м был расстрелян». Стенды зала увешаны весьма выразительными цитатами. Например, председателя ЦК Украины Петровского: «Мы знаем, что умирают миллионы, это несчастье, но славное будущее Советского Союза, оправдает его». Это помещено над фотографией горожан и красноармейцев, собравшихся у какого-то здания. Кто все эти люди, мы не знаем. Кто из них пережил 37-й год — не знаем тоже. Знаем, что славное будущее никого не оправдало.

Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе
Экспозиция Шуйского историко-художественного и мемориального музей имени М. В. Фрунзе

После тягостных размышлений, которые оставляет после себя музей (эти контрасты, увы, с нами надолго), хорошо снова вернуться к шуйским деревянным домикам — спрятанным в пышной зелени садов, с резными наличниками и тихими двориками. Прогулка по живописной улице приведет к городскому парку, откуда к реке Тезе ведет удобный спуск с деревянными помостами.

Разлив Тезы показывает одну удивительную особенность среднерусского пейзажа: здесь все настолько спокойно и скромно — и река, и берега, — что вода становится почти зеркалом. В ней с невероятной четкостью отражается небо, и появляется ощущение, будто воздух держит на весу дома, деревья и облака. В такие моменты думаешь не о Шуе, пережившей века, а о граде Китеже — невидимом, мифическом, тихом.

Река Теза
Река Теза

«Русская Венеция» — лубок и авангард на воде

Шуя хороша и сама по себе, и как отправная точка для поездок по окрестностям. В часе езды находится удивительное село Холуй — с ударением, кстати, на первый слог.

Повод отправиться в это место — майский фестиваль «Русская Венеция». Хотя, повторюсь, что ехать в эти места можно и без повода — ради красоты и атмосферы.

«Русская Венеция» — это гонки по Тезе на расписных лодках. Зрелище самобытное и очень красивое. Никакой Венеции тут, конечно, нет: все куда ближе к русской сказке, чем к открытке с каналами и гондолами.

Лодки — часть старой местной традиции. Их здесь называли «фараонки» — как и странных существ с головой человека и телом рыбы, которых рисовали на бортах. Помимо фараонок, лодки украшали другими сказочными персонажами из народного фольклора. Эти полулюди-полузвери вообще часто встречаются в традиционном русском декоре — например, на резных наличниках.

Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»
Фестиваль «Русская Венеция»

Сегодняшние росписи все так же легко узнаваемы: лубок, растительные орнаменты, знакомые образы из сказок. Но в этом году визуальный язык фестиваля стал шире — к народным мотивам добавились отсылки к русскому авангарду. Напоминание о том, что художественная традиция здесь не законсервирована в прошлом, а живет, развивается и ведет диалог все с тем же ХХ веком.

Роспись — дело привычное для Холуя: это центр народного промысла, известного как холуйская миниатюра. Это лаковая живопись на папье-маше, выполненная темперой — водорастворимыми красками. Для холуйской миниатюры характерны живописность, выразительность и богатая цветовая палитра.

В селе, где живет меньше тысячи человек, работают сразу несколько музеев. Есть музей самой холуйской миниатюры, а также дом-музей художника В. Д. Пузанова-Молева, где наряду с живописью можно увидеть, например, керамику с отпечатками пальцев людей каменного века. А еще — музей и артель другого местного промысла, Холуйской строчки: уникальной техники вышивки по льняной ткани. Полотно запяливали, размечали, выдергивали нити и перевивали их в тонкие узоры с причудливыми сюжетами.

Как и Шуя, Холуй — место, где хорошо гулять и просто смотреть по сторонам. Аккуратное село с крепкими, нарядными деревянными домами, которые подчеркивают местную художественную традицию. Здесь можно встретить не только расписные лодки, но даже колодцы. И пейзаж соответствующий. А может, наоборот: село будто само подстраивается под пейзаж. Широкий разлив Тезы и белоснежный храмовый комплекс Троицы Живоначальной на одном из берегов создают картину, которая просто не может не вдохновлять на творчество.

В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй
В селе Холуй

В таких местах особенно ясно ощущаешь, что время в российском пространстве не всегда ходит по прямой. А может, оно вообще только и умеет — петлять, наслаиваться, идти кругами. Здесь традиция росписи тянется от древних сказаний — и продолжается в их современных переосмыслениях. И бывает, что одна расписная лодка рассказывает о культуре больше, чем официальный буклет.

Холуй не кажется местом «обязательного посещения» и не навязывает себя в этом качестве. Но попав сюда хоть раз, понимаешь: это точка, в которую хочется возвращаться.

Хотя бы мысленно.

Но лучше на «Ласточке».

Автор: Лена Грачева