Рубрики
Жизнь

Колонка Василия Церетели: биографии людей и вещей

Современный музей — это сложное интерактивное пространство, активирующее различные смыслы и объединяющее самые разные контексты, где новые медиа уживаются с произведениями, выполненными в традиционных техниках. О том, как в этом многообразии музейные специалисты умеют обнаруживать интереснейшие связи и отношения, чтобы затем поделиться находками со своей аудиторией, рассказывает Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства (MMOMA), в авторской колонке специально для «Сноба».

Василий Церетели
Василий Церетели

Уравнение с двумя неизвестными

В 2000 году, вскоре после создания Московского музея современного искусства, его фонд пополнили две работы Эрнста Неизвестного (1925–2016). Определить их историю в момент поступления было сложно, и поэтому в базе данных музея обе они получили условное название «Композиция».

В апреле этого года, когда в России широко отмечали 100-летие художника, искусствоведы обратили особое внимание на наследие Эрнста Иосифовича. Настоящим событием стала дискуссия, организованная Домом русского зарубежья. Сотрудники ММОМА также приняли в ней участие и поговорили со специалистами Художественного музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге.

Выяснилось, что картина и рисунок из нашего музея знакомы исследователям творчества художника. Они упоминаются в англоязычных альбомах автора, которые при его жизни были изданы в США. Удалось установить точные названия произведений. Так, графическая композиция называется «Фурии и медуза» и относится к циклу, посвященному «Божественной комедии» Данте. Этот крупноформатный лист уже с уточненной атрибуцией представлен сейчас на выставке «Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени», приуроченной к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Картина же Неизвестного из собрания ММОМА, созданная в 1990 году, напоминает более ранний холст автора Horse’s Head («Голова лошади», — англ.) (1977).

Эрнст Неизвестный, «Голова лошади», 1990 год
Эрнст Неизвестный, «Голова лошади», 1990 год
Эрнст Неизвестный, «Фурии и медуза», 1987 год
Эрнст Неизвестный, «Фурии и медуза», 1987 год

Для художника это было обычным делом — создавать вариации своих произведений, добавлять новые нюансы, изменять цветопередачу. Отсюда нередко возникает путаница. Уточнение атрибуции — сложная и чрезвычайно увлекательная задача, решение которой часто оказывается почти детективной историей. Я рад, что сотрудники ММОМА смогли локализовать хранящиеся у нас произведения знаменитого мастера. Это помогло открыть их и для зрителей. 

Сходство и различия

Историки искусства давно пришли к выводу, что классические жанровые определения потеряли свою актуальность для современного художественного процесса еще в начале ХХ века. Тем не менее в ММОМА хранится значительный блок произведений, отсылающих к традиционному жанру портрета и позволяющих исследовать, как менялся метод изображения человека и какие смыслы в такого рода работах были важны для художников на протяжении ХХ века, вплоть до настоящего времени.

Чтобы проиллюстрировать это, расскажу о нескольких значимых в собрании нашего музея произведениях и их авторах. Так, Нико Пиросмани (1862–1918) вдохновлялся архаическим искусством и древней иконописью. Работы грузинского художника — это всегда больше, чем портреты. Они отсылают к традиционному народному искусству, сохраняют его теплоту, гармонию и мягкий юмор, поэтому человек в них — одновременно и какой-то верно схваченный типаж, принадлежащий миру земному, и один из тех, кто населяет уютный, идеализированный мир, живущий в фантазии автора о некоем славном прошлом грузинской культуры.

Нико Пиросмани, «Компания заходите», до 1917 года
Нико Пиросмани, «Компания заходите», до 1917 года

Совсем другой пример — поздние произведения Казимира Малевича (1879–1935) из собрания ММОМА. Они иллюстрируют последний, «реалистический» поворот в длительной творческой эволюции основоположника супрематизма. Одна из уникальных работ в коллекции нашего музея — автопортрет автора «Черного квадрата», созданный им в 1934 году, незадолго до смерти. На полотне Малевич предстает в романтическом образе погруженного в раздумья живописца, новатора и визионера. Используя целый спектр приемов, он вовлекает зрителя в своеобразную стилистическую игру: отсылает к импрессионизму (точке отсчета собственного творческого пути), но одновременно заставляет вспомнить и о великих художниках прошлого — Караваджо и Веласкесе. Пристально глядя на себя в зеркало, ниспровергатель традиций размышляет о судьбе живописи и о своей роли в истории искусства. Картина стала одной из смыслообразующих работ на выставке «Вещи и видения», отмечавшей 25-летие музея.

Казимир Малевич, «Автопортрет», 1934 год
Казимир Малевич, «Автопортрет», 1934 год
Экспозиция выставки «Вещи и видения» в честь 25-летия музея 
Экспозиция выставки «Вещи и видения» в честь 25-летия музея 

Интереснейшие примеры работы с образом современного человека дают картины Александры Экстер (1882–1949) из собрания ММОМА, выполненные художницей уже в эмиграции. Надо сказать, в коллекции музея произведения художников русской эмиграции составляют целый блок — в отечественных собраниях такие работы в большинстве случаев редкость, поэтому они представляют для нас очень большую ценность.

«Женщина с рыбой» Александры Экстер — одна из подобных жемчужин. Недавно она снова была показана публике на юбилейной выставке «Вещи и видения». Картина приковывает к себе внимание благодаря необычной трактовке модели: приподнятой, парадной, театрализованной. Изображена, вероятно, простая крестьянка или жена рыбака. Но специфические художественные приемы — низкий ракурс, укрупненная трактовка форм и лаконизм деталей — придают фигуре монументальность и значительность, она торжественно возвышается над зрителем наподобие античного изваяния. Под натиском преображающей фантазии художницы возникает такой прекрасный современный миф о далекой земле, залитой слепящим южным солнцем, там под лазурным небом живут необыкновенные люди, красивые и сильные, как древние герои. 

Александра Экстер, «Женщина с рыбой», 1932–1934 годы (слева)
Александра Экстер, «Женщина с рыбой», 1932–1934 годы (слева)

Нетривиальный пример сочетания современного с классикой дает в своей известной серии «Окна» Иван Чуйков (1935–2020). Исходя из постулата Альберти «Картина — окно в мир», Чуйков делает окно похожим на то, какое оно в жизни — с массивной рамой и даже металлической ручкой. Однако заоконное пространство превращается у него в царство загадочных образов, совсем не похожих на то, что мы обычно видим через стекло. Одной из знаковых работ нашей коллекций является «Окно LXIV». Те, кто знаком с историей искусства, узнают в этом окне «римский» профиль — портрет Федерико да Монтефельтро кисти знаменитого итальянца Пьеро делла Франческа. Но Чуйков дает лишь один синий силуэт и ставит на нем красную точку. Что это? У каждого могут быть свои ассоциации: кто-то увидит отражение солнца в средиземноморской волне, а кто-то — лазерный прицел у виска классики, высмеянной постмодернизмом.

Иван Чуйков, «Окно LXIV», из цикла «Окна», 2002 год
Иван Чуйков, «Окно LXIV», из цикла «Окна», 2002 год
Наталья Турнова, из серии «Дом престарелых», 2006 год
Наталья Турнова, из серии «Дом престарелых», 2006 год

Портрет сегодня

В ММОМА мы неоднократно проводили выставки портрета — в музейной коллекции этот жанр представлен довольно широко и разнообразно как в стилистическом отношении, так и в смысле хронологии. В проекте «Лики и лица: путешествия образов» (2023–2024), реализованном в рамках разработанной научным отделом ММОМА программы «Коллекция. Точка обзора», мы рассказали, как на протяжении XX и XXI веков трансформировался метод портретирования и какими разными смыслами наделяли образ человека. 

В проекте «Коснитесь кнопки затвора» (2021), прошедшем также в рамках программы «Коллекция. Точка обзора», ставились вопросы о понимании образа самого художника. Для выставки куратор отобрал те произведения авторов, которые открыты к новым форматам прочтения и поиску альтернативных смыслов.

Выставка «Личная история», показанная нами в Иркутском областном художественном музее в 2018 году, рассматривала феномен изображения лица в искусстве в новых ракурсах: для проекта были привлечены фотография, скульптура и видеоинсталляция. Кураторы использовали форму портрета, чтобы зритель задался вопросами: «Кто я?», «Кто ты?», «Как нас увидит время?».

Научно-экспозиционная деятельность музея

За кадром любого художественного проекта работает большая команда, которая видит в экспонатах не только произведения искусства, но и незавершенные истории их создателей. В каждой работе художника скрыт определенный культурный пласт, изучить и понять который — ключевая задача исследователя.

Работа по атрибуции, исследовательская деятельность в архивах, участие в конференциях и научных дискуссиях — все это делает музей живым организмом, в котором любое произведение искусства, любое авторское высказывание художника постоянно обрастают новыми смыслами. На мой взгляд, важная задача музейного работника — сохранять интерес к творчеству. 

В эпоху фаст-культуры и фильтров для соцсетей важно помнить: у образа может и должна быть своя биография. И именно наука помогает ее восстанавливать и сохранять в пространстве культуры. Через лицо мы читаем не только человека, но и эпоху, которая его окружает, мы изучаем время, которое остановилось в произведении, мы анализируем детали, по которым становятся понятнее прошлое, настоящее и даже будущее (художник, как известно, улавливает вибрации меняющейся действительности). Поэтому сегодня так важно сохранить лицо во всех смыслах.