Рубрики
Жизнь

«Праздник, в который верят»: Евгений Миронов — о детях, театре и будущем фестиваля «Небо»

Больше девяноста событий, тысячи зрителей и один артист, решившийся сыграть Айболита и Бармалея одновременно. В «Музеоне» прошел третий фестиваль «Небо» — масштабный праздник для детей и их родителей. Евгений Миронов, актер, режиссер и идейный вдохновитель фестиваля, рассказал «Снобу», зачем современным детям опера, как театр помогает преодолевать страхи и почему «Небо» должно выйти за пределы Москвы.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Как появилась идея создания детского театрального фестиваля?

Когда возникла потребность в действительно достойных детских развлечениях, оказалось, что их не так уж и много. И вот четыре года назад нашлась прекрасная продюсерская команда, которая взяла на себя этот огромный труд — организовать не просто фестиваль, а фестиваль-игру, фестиваль-приключение, на котором должно быть не скучно ни детям, ни взрослым. Мы сразу поставили перед собой сложную задачу — не концентрироваться исключительно на театре, а через искусство, через игровой и интерактивный форматы привлекать внимание больших и маленьких гостей фестиваля к самым разным областям жизни — спорту, науке, литературе, музыке… Наш фестиваль дает детям и подросткам возможность самоопределения, выбора профессии и творческого языка.

Насколько для вас важно, что фестиваль бесплатный, нужна только регистрация на отдельные события?

Он и должен быть таким, ведь это городской праздник для самой широкой аудитории. Этим фестивалем мы говорим: «Посмотрите, сколько всего интересного вокруг: опера, драматический театр, мастер-классы по музыке, архитектуре и пластической импровизации. Что-то из этого вам обязательно понравится, и вы захотите узнать больше!» И тут я благодарен за поддержку Департаменту культуры города Москвы, который поверил в нашу затею и финансирует фестиваль третий год подряд.

Как год от года меняется фестиваль и его зритель?

Готовя первый фестиваль, мы старались нащупать, что больше нравится зрителю: развлекаться, получать новые знания, знакомиться с новыми театральными формами или слушать музыкальные выступления? Боялись, что посетителей распугает непогода. А сейчас мы уже знаем, что у фестиваля есть своя аудитория, которая любит открывать для себя что-то новое и ждет, что в первые выходные лета нужно всей семьей идти в Парк Горького или на этот раз в «Музеон». Празднику детства не мешает ни дождь, ни зной, потому что атмосфера творчества гарантирует хорошее настроение. В этом году в фестивале приняли участие еще больше коллективов из разных городов России, у нас была еще более обширная перформативная программа с променадами и шествиями, прошли интерактивные занятия Политехнического музея, объясняющие физику возникновения света и звука, дети строили фантастические города или космическую станцию на площадке «Архитектура».

В этом году в программе фестиваля были детские оперы. Действительно ли этот жанр может быть интересен ребенку? В каком возрасте лучше приучать к опере?

В любом. Главное, чтобы ребенку было не скучно. Симфоническая сказка «Петя и волк», написанная Сергеем Прокофьевым, давно уже стала мировой классикой, и на ней воспитано не одно поколение детей. В Большом театре есть детские оперы, в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в «Геликон-опере»… Детям есть, где получить первое оперное впечатление и полюбить этот жанр навсегда.

Вы тоже подготовили для фестиваля музыкальный спектакль «Айболит спешит на помощь». Почему ваш выбор пал на детские сказки Чуковского про Айболита и Бармалея?

Мне давно хотелось сделать что-то по Чуковскому. Я очень люблю Корнея Ивановича и как личность, и как писателя, поэтому, когда возникло желание сделать для фестиваля постановку про Айболита, я пересмотрел все художественные и мультипликационные фильмы, пластинки и понял, что нужно не брать старое, а сделать что-то оригинальное. Тогда я обратился к моему другу, композитору Петру Дранге с тем, чтобы он написал музыку. А дальше стал думать, кто бы мог быть режиссером этой постановки. Поскольку Алексей Франдетти отличается очень пластичным творческим подходом и использует в своих спектаклях самые разные жанры и самую разную фактуру, выбор пал на него. При первой же встрече он предложил артистов театра кукол, идею видеоконтента, кандидатуру художника по костюмам. А дальше начались репетиции… Я, честно говоря, рассчитывал, что буду стоять с пюпитром и читать текст на фоне прекрасной музыки Дранги, а артисты с куклами будут разыгрывать сюжет. А оказалось — ничего подобного! В итоге мы показали настоящий спектакль, в котором я, как артист, сыграл три роли — рассказчика, Айболита и Бармалея.

Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»
Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»
Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»
Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»
Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»
Сцена из спектакля «Айболит спешит на помощь»

Вы играли, пели и танцевали?

Да, ужас! Под старость лет я сошел с ума! Но мне, честно говоря, изначально хотелось сделать так, чтобы этот спектакль был интересен детям моей семьи. И это — первый мотив. А во-вторых, я никогда не играл в детских спектаклях — у нас в театре Табакова не было таких. Обычно же это страшный сон для молодых артистов — в 11 утра играть всяких зверят, октябрят и волшебников. Я этого избежал, но мне всегда хотелось попробовать. Поэтому я с удовольствием пустился в авантюру с «Айболитом».

И каково это — во взрослом возрасте?

Непросто. Я терпеть не могу, когда взрослые пытаются говорить с детьми как бы на их языке — это отвратительно. Сразу лезут штампы. Мы же решили, что будем ставить как для взрослых, и, вы знаете, вся эта шелуха сама собой стала отпадать. А дальше мы начали хулиганить, придумывать и получать от репетиций, а потом, конечно, и от премьеры огромное удовольствие.

Вы помните свою любимую книгу в детстве?

Книгу… Мне кажется, что это был как раз Чуковский. Я так хорошо помню «Тараканище» с его огромными усами! Ну и книги Агнии Барто, конечно.

А был ли у вас любимый детский спектакль?

«Маленькая баба Яга» в саратовском ТЮЗе. Прекрасный был спектакль! Мы все были влюблены в ту бабу Ягу, хотя, казалось бы, персонаж отрицательный. Но в этой конкретной постановке Яга была прекрасной.

Как вы считаете, что театр дает детям в эпоху клипов, гаджетов и быстрых развлечений?

То же, что и взрослым — ощущение коллективного переживания. В театре перед нами разыгрывается история в реальном времени реальными артистами, которые погружают нас в придуманный режиссерами мир. И в зависимости от того, насколько талантливо это сделано, мы либо верим этой истории, либо нет. Точно так же древние люди собирались у костра и рассказывали друг другу истории, чтобы почувствовать свою общность, чтобы побороть страхи и найти ответы на вопросы. Так что потребность в театре — почти генетическая.

На фестивале «Небо» показали документальный спектакль «Хочу быть выше», который был поставлен для вашего благотворительного фонда «Жизнь в движении». Расскажите о нем.

В основу спектакля «Хочу быть выше» легли истории семи подопечных фонда «Жизнь в движении». Он интересен подросткам, школьникам, которые только выстраивают личные границы, пытаются найти себя, порой сталкиваясь с буллингом. Для них пример подопечных нашего фонда, которые не только преодолевают свой недуг, но и совершают геройские поступки, является ярким доказательством того, что все ограничения — только у нас в головах. Поставил спектакль ученик Андрея Могучего Арсений Мещеряков, а сыграли в нем студенты Школы-студии МХАТ мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина.

Сцена из спектакля «Динозавры. Окаменелая комедия» театра «Эскизы в пространстве»
Сцена из спектакля «Динозавры. Окаменелая комедия» театра «Эскизы в пространстве»
Сцена из спектакля «Леонардо» театральной компании «MorэS»
Сцена из спектакля «Леонардо» театральной компании «MorэS»
Сцена из спектакля «Мечтайка и его друзья» Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского
Сцена из спектакля «Мечтайка и его друзья» Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского
Сцена из спектакля «НЕ КАНТовать» Калининградского драматического областного театра
Сцена из спектакля «НЕ КАНТовать» Калининградского драматического областного театра
Зрители главной сцены фестиваля «НЕБО»
Зрители главной сцены фестиваля «НЕБО»
Театральная компания «МорэS»
Театральная компания «МорэS»

Зная вас как человека деятельного, можно с уверенностью сказать, что вы думаете уже про четвертый фестиваль. Что бы вам еще хотелось сделать, чего пока не удалось?

Если честно, про программу следующего фестиваля я пока не думаю — не пришло для этого время. Мы, организаторы, анализируем каждый прошедший фестиваль — что сработало, что не сработало, какого контента не хватает, на какую территорию еще не заходили. Например, искусственный интеллект нами еще не освоен. Но вот чего точно мне хотелось бы — так это чтобы фестиваль «Небо» стал не только московским. Осталось только придумать, как это сделать. Ведь сколько талантливых команд мы в очередной раз собрали со всей страны! Они могли бы делать «Небо Иркутска», «Небо Новосибирска», «Небо Владивостока», «Небо Саратова» и так далее. Понимаете? Потому что это — прекрасные два дня, на которые можно окунуться в волшебный мир детства и забыть про гаджеты. Или научиться использовать их в нужном направлении, а не на ерунду.

Беседовала Анна Сансиева