Яндекс очень любит рассказывать байки про искусственный интеллект и машинное обучение. Дескать, алгоритмы такие умные, что понимают вас лучше, чем вы сами, и делают жизнь проще. Правда, на практике так получается не всегда. Потому что система то кэшбек не начислит, то свои собственные правила бесплатной доставки не поймет. И ведь, что странно, всегда эти недопонимания трактуются в пользу самого Яндекса, но никак не пользователя. Сегодня мы расскажем вам истории трех людей, которых компания, некогда принадлежащая израильскому предпринимателю казахстанского происхождения, неприятно обманула.
Яндекс Пэй: кэшбек в ресторанах
Первая история — моя. Она произошла в грузинском ресторане «Супра». Вернее, в момент оплаты счета. Я прекрасно знал, что Яндекс Пэй сулит мне повышенный кэшбек за категорию «Рестораны и кафе», поэтому и платить было решено им.

А я так рассчитывал потратить кэшбек на такси
Кто-то, возможно, скажет, что всему виной оплата через сервис ВТБ.Чаевые. Но тут надо сделать небольшую оговорку: я в курсе, что квалифицирующим условием для начисления кэшбека являются специфические МСС-коды, которые используют заведения. Именно поэтому платить было решено по QR-коду. Потому что именно в этом случае при подтверждении транзакции вы видите на экране телефона размер кэшбека, который вам причитается. И у меня все было четко, сумма к возврату была рассчитана верно, поэтому я подтвердил оплату, и довольный покинул заведение.
Вот только кэшбек не пришел ни сразу после, как это обычно и бывало, ни спустя время. Поэтому я написал в поддержку и получил озадачивающий меня ответ:
Начислений кешбэка за оплату не будет согласно п. 6.4. правил акции: «Кешбэк баллами при использовании Яндекс Пэй» : «Организатор/Соорганизатор имеет право отстранить от участия в Акции Участников в случае обнаружения неоднократного совершения недобросовестных действий, указанные в п. 6.3. Правил.
Какие правила? Когда нарушал? Откуда взялась неоднократность? Объяснять никто не стал. Не начислим, дескать, кэшбек, и всё тут. Получается, что система сама предлагает категорию, сама показывает размер возврата, а потом решает, что вы этих денег недостойны. Логично же.
Яндекс Пэй не начислил кэшбек в Лэтуаль
Вторую историю рассказал один из читателей нашего телеграм-канала. По его словам, он решил купить что-то в Лэтуаль через Яндекс Маркет, рассчитывая на 10% кэшбека. Да и грех было не воспользоваться таким предложением. Но что-то пошло не так:
Совершил покупку в Лэтуаль, оплатил через Пэй, так как дали категорию 10%. День прошел, два, три, неделя — говорили ждать 21 день, — рассказывает он. — Прошел обещанный срок. Кэшбека нет. После запросов о причинах товар передали каким-то специалистам. А через 23 дня — внимание — пришел ответ с обвинением в нарушении правил.
Что именно нарушил человек, покупая товары в обычном магазине через официальное приложение? Загадка. Но теперь ясно, что обещания про быстрое начисление кэшбека стоят ровно столько, сколько за них платят.
Яндекс Маркет берет плату за бесплатную доставку
Третья история касается уже Яндекс Маркета и его удивительной логики, которую выявил автор AndroidInsider.ru Герман Вологжанин. Он заказал товар на 4000 рублей, рассчитывая на бесплатную доставку, которая по правилам действует для заказов от 2500 рублей.

У меня сложилось впечатление, что живой сотрудник техподдержки к Герману так и не вышел
«Оформил заказ на 4 тысячи на Яндекс Маркете. По их же правилам доставка должна быть бесплатной, если нет крупногабарита. Но при оформлении внезапно добавляется 400р именно за доставку. Думаю, ладно, решу через поддержку, — объясняет он ситуацию. — Пишу в поддержку, получаю ссылку на те же правила, где написано, что доставка должна быть бесплатной. Повторяю вопрос. Сотрудник повторяет ту же отписку. Потом тишина.
С марта 2025 года вопрос так и не закрыли. Видимо, надеются, что сам устанешь и забудешь.
Что объединяет все эти истории? Сначала я подумал, что Яндекс просто предпочитает переложить ответственность на алгоритмы, а потом делать вид, что ничего изменить нельзя. Компьютер сказал — значит, так и есть. А если не согласен, то сам дурак.
Но что-то мне подсказывает, что все эти алгоритмические «ошибки» — не баги, а фичи. Экономия в чистом виде, только прикрытая красивыми словами про машинное обучение и заботу о пользователях. Жаль только, что страдают от этого обычные люди, которые теперь уж точно к Яндексу ни ногой.

Ошибки Яндекса стоят нам денег, и это неправильно