Рубрики
Жизнь

Оборона Аджимушкая в картинах Бута

Из семи частей
Франц Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии в 1938—1942 годах, отмечал в военном дневнике:
15 мая 1942 г. (пятница). 328-й день войны
Обстановка. Керченскую операцию можно считать законченной. Город и порт в наших руках. Очистить косу севернее города.
17 мая 1942 г. (воскресенье). 330-й день войны. Обстановка. На Керченском полуострове остатки противника продолжают оказывать ожесточенное сопротивление северо-восточнее Керчи.
18 мая 1942 г. (понедельник). 331-й день войны. Обстановка. На Керченском полуострове остались лишь незначительные, но отчаянно сопротивляющиеся остатки частей противника.
13 июня Генерал Окснер. Доклад об участии химических войск в боях за Керчь.

И это был далеко не конец Аджимушкайской обороны. 14 ноября был зафиксирован последний бой. Группа, обстрелявшая румынский пост, была уничтожена подрывом пещеры.

Сводный отряд из разрозненных частей был оставлен прикрывать керченскую переправу. В царившей неразберихе, было легко покинуть позиции, оставались мотивированные на бой.

Воспоминания курсанта ярославской авиационной школы Немцова Н. Д.

Утром 14 мая мы были у поселка Опасное, где увидели неприглядную картину: все побережье пролива было забито солдатами, техникой и вывезенным, брошенным военным имуществом.
Посоветовавшись между собой, мы решили, что наше место не здесь, а в Аджимушкае. Кто-то сказал, что, когда еще сражается Севастополь, уходить нам из Крыма стыдно, а если кто из нас кретин, то пусть лезет в воду пролива, и он из своего миномета поможет ему уйти к своим праотцам.
Начиная с 15 мая и до 24 мая первый (наземный) период обороны Аджимушка, характеризуется ожесточенными боями.
Село по несколько раз в день переходило из рук в руки: то под огнем вражеских танков мы откатывались под землю, то после отхода танков общей атакой из каменоломен снова забирали село, выбивая автоматчиков с чердаков. Но ночью хозяевами в селе всегда были мы.