Нижегородский театр оперы и балета завершил сезон премьерой — «Сказками Гофмана» Оффенбаха в постановке Елизаветы Мороз. Дерзкий эксперимент, звездные солисты — и неоднозначный результат, который показывает, как легко на современной сцене можно заблудиться в постмодернистских лабиринтах, и даже яркая концепция не поможет найти из них выход.

На финише насыщенного сезона, подарившего публике сразу четыре премьеры, Нижегородский театр оперы и балета представил манифест о жизни художника — «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха в постановке Елизаветы Мороз. Это уже четвертая работа режиссера на нижегородской сцене. Два года назад она представила барочную ораторию «Триумф Времени и Разочарования» Генделя (совместная премьера с Дягилевским фестивалем), открыла нынешний сезон моцартовской оперой Così fan tutte, а между ними была «Кармен» Бизе. За это время Мороз успела собрать «команду мечты» — отчасти из представителей экосистемы musicAeterna — и сформировать выразительный художественный язык, в котором легко угадываются отголоски эстетики Теодора Курентзиса.






Либретто, переработанное Алексеем Париным и самой Мороз, начинается с фразы: «Отсюда изгоним тоску и тревоги». Но обещание — скорее провокация. Спектакль длится три с лишним часа и все это время держит зрителя в тонусе постмодернистскими приемами: историями внутри историй, деконструкцией привычного нарратива и перемешиванием жанров. В этой постановке «Сказки Гофмана» становятся не только оперой о любви, но и рефлексией о природе вдохновения. За кажущейся лаконичностью сценографии и знакомыми конфликтами скрывается глубокий слой смыслов: художник и муза, любовь и смерть, рождение замысла, бессилие перед реальностью. Мороз погружает все эти темы в постмодернистский калейдоскоп, прокручивая его до полного стилистического смешения. Достаточно ли этого, чтобы удержать внимание современного зрителя?
Сценография минималистична (художник-постановщик — Сергей Илларионов), но насыщена символами. Основную часть постановки хор размещен по балконам (хормейстер — Арина Мирсаетова), что создает вертикальную глубину и добавляет эффект «вездесущего свидетельства». К слову, за сезон работы Мирсаетовой хор стал звучать заметно чище и собраннее. Оркестр под управлением Дмитрия Синьковского звучит гибко и выверенно: музыканты с одинаковой точностью исполняют как музыку Оффенбаха, так и современные интермедии композитора-резидента musicAeterna и Дома Радио Кирилла Архипова. Эти вставки сшивают эпохи в единое драматургическое полотно.




Как признается сама Мороз, мечта поставить «Сказки Гофмана» сопровождала ее давно. Это чувствуется: постановка полна внимательной любви к материалу и попытки переосмысления опереточной легкости в более камерную, философскую плоскость. В центре — не любовные перипетии, а сам акт творчества, поиск идеи, момент вдохновения и страх перед его исчезновением. Гофман у Мороз — не конкретный человек, а собирательный образ художника. В каждом акте он предстает новым творцом: режиссером, модельером, композитором, скульптором. Закадровый голос (Виталий Полонский) зачитывает дневники и цитаты великих, усиливая аллюзии, хотя не всегда ясно, кому принадлежат эти слова. Но в этом — суть: все художники — как один собирательный, если говорить о боли и одержимости творчеством.

Опера идет в двух составах. В первом все четыре женские роли исполняет одна солистка (Надежда Павлова), как задумывал Оффенбах. В другом — роли распределены между несколькими артистками: Олимпия — Галина Круч, Антония — Екатерина Ясинская, Джульетта — Мария Калинина, Стелла — Анастасия Джилас. Получились два разных спектакля: первая версия — точная, собранная, драматургически цельная. Второй состав избыточно активен, порой перегружен лишними движениями и не вполне осмысленно существует в мизансценах. В такие моменты спектакль немного «заносит»: постмодернистская свобода образов соседствует со старомодной театральной манерностью, когда форма преобладает над подлинным чувством.


И все же кажется, что этой постановкой Нижегородский театр вытянул счастливый билет. Тут и визуальная эклектика, и интеллектуальная глубина, и понятный, но не банальный сюжет. Постановочная команда работает точно, а звездный состав солистов добавляет весомости. «Сказки Гофмана» в этой интерпретации — не просто опера, а размышление: зачем мы творим, что нас вдохновляет, и как любовь, даже разочарование в ней, может стать топливом для поэзии. Ситком, трагедия, фарс и исповедь художника — все это переплелось на сцене, чтобы напомнить: искусство начинается там, где заканчивается комфорт.
Автор: Елена Свиридова