В мире набирает силу новая тенденция: музеи становятся пространствами поддержки психического здоровья. Врачи в Бельгии, Великобритании и США уже назначают посещения галерей как часть терапии. Теперь этот подход пришел и в Россию — в Еврейском музее и центре толерантности прошла первая конференция о роли музеев в ментальном благополучии.

Археология музейной души: как менялось самоопределение
В первой половине XX века определение музея звучало с бюрократической сухостью. Музей был честен в своем утилитаризме: «Музеи включают все коллекции, открытые для публики, содержащие предметы искусства, техники, науки, истории или археологии». Музей мыслился как витрина, где экспонаты молчаливо демонстрируют свою ценность неслучайным прохожим.
Но уже в 1951 году в определении появляется новая нота: музей становится учреждением, «управляемым в общественных интересах». Впервые музей признал: он не может существовать в вакууме, игнорируя боль и надежды людей за своими стенами.
К 1974 году этот намек превращается в манифест: «Музей — некоммерческое учреждение, служащее обществу и его развитию». Пятьдесят лет музейный мир жил по этой формуле, и казалось, что дальше углубляться некуда. Но 2022 год принес революцию.
Новое определение Международного совета музеев (ИКОМ) читается как поэтический текст: «Музей — некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они действуют этично и профессионально, сотрудничая с сообществами, предлагая опыт для обучения, развлечения и обмена знаниями».
Три слова в этом определении меняют подход коренным образом: «инклюзивные», «этично», «сообщества». Если раньше музей был монологом экспертов, обращенным к безмолвной публике, то теперь он становится диалогом равных. Эта трансформация напоминает историю о том, как христианские храмы из мест поклонения превратились в центры общественной жизни.

Эпидемия тревоги: психическое здоровье на грани
Советский и российский психолог Борис Братусь еще в 88-м году сформулировал парадоксальный диагноз современного человека: «психологически здоров, личностно болен». Согласно его теории, базовые психические функции работают исправно — память, внимание, логика не подводят, но на уровне смыслов, ценностей и жизненных ориентиров царит глубокий кризис. Текущая реальность заставляет усомниться в первой части диагноза, в отличие от второй.
Почти миллиард человек на планете живет с ментальными расстройствами. Это как если бы вся Европа разом оказалась на терапии. Каждый восьмой житель Земли нуждается в психологической помощи — такая цифра превращает ментальное благополучие из личной проблемы в культурную, а если этого недостаточно для аргументации — экономическую проблему.
Депрессия стала эпидемией XXI века, затронув 300 миллионов человек. Для сравнения масштабов — это чуть меньше населения США или чуть больше населения Индонезии. В России динамика отражает мировые тренды: продажи антидепрессантов выросли на 15% за первые месяцы 2025 года, достигнув рекордных показателей за пять лет. Плюс 13 миллионов россиян еще и испытывают профессиональное выгорание.

Анатомия современного стресса
Что стоит за ростом статистики ментальных расстройств в XXI веке? Отчасти это действительно рост заболеваемости, но во многом перед нами результат того, что люди перестали молчать о своих проблемах и стали активнее обращаться за диагностикой.
«Мы как вид стали лучше распознавать и фиксировать то, что раньше списывали на “плохой характер” или “лень”», — объясняет Краснянская. Развитие психологии как науки, снижение стигматизации ментальных расстройств и расширение доступа к диагностике — все это делает статистику более честной, хотя и пугающей.
Тем не менее, новые факторы стресса XXI века вполне реальны и так же беспощадно задокументированы.
Цифровая агрессия. Более 30% молодых людей подвергались кибербуллингу. 60% молодежи чувствуют себя подавленными текущими событиями, а думскроллинг — бесконечное потребление негативных новостей, — стал новой формой зависимости.
Пандемия и ее последствия. COVID-19 стал катализатором ментального кризиса. Почти 60% людей сообщили о появлении симптомов психических расстройств после начала пандемии. Российские исследователи называют главные триггеры: риск финансовых проблем (76,3%), нарушение планов (68,6%), беспокойство о близких (58,6%). Пандемия обнажила то, что уже витало в воздухе — тотальную непредсказуемость современного мира.
Эпидемия одиночества. В эпоху тотальной связанности люди стали более изолированными. В России 2021 года 27 миллионов человек жили в одиночестве — а это 40% всех домохозяйств. В не самом экономически и политически стабильном 1994 году эта цифра была вдвое меньше. Даже ВОЗ признала одиночество «неотложной угрозой здоровью» и создала специальную комиссию по социальным связям.
Впрочем, у этой мрачной статистики есть оборотная сторона. Мы стали свидетелями тихой революции: табу на разговоры о ментальном здоровье разрушается с поразительной скоростью. 94% людей сегодня считают заботу о психическом благополучии критически важной — это кардинальный сдвиг от эпохи, когда поход к психологу воспринимался как признание в слабости. В России спрос на услуги психологов достиг максимума за 15 лет.
Этот культурный поворот создал уникальное окно возможностей. Люди готовы искать помощь, но традиционная система пока не справляется с масштабом спроса и не дает требуемое современному человеку.
Именно здесь на сцену выходят музеи с неожиданным предложением: что, если пространство диалога и поддержки не обязательно должно выглядеть как кабинет психотерапевта, рехаб и поликлиника?
Третье место: социология музейного пространства
В 1989 году социолог Рэй Ольденбург ввел в научный обиход понятие «третьего места» — пространства между домом и работой, где люди могут восстановиться, пообщаться, почувствовать себя частью сообщества. Он имел в виду кафе, бары, парки — места неформального взаимодействия, которые скрепляют социальную ткань. Ольденбург едва ли мог предположить, что через три десятилетия его концепция найдет неожиданное применение в сфере ментального здоровья.
Музеи сегодня становятся «третьими местами» особого рода — пространствами, где человеческая психика может найти убежище от стрессов современности. Главное преимущество музея перед традиционным психологическим центром — отсутствие стигматизации. В обществе, где фраза «это для психов» до сих пор звучит как приговор, музей предлагает социально приемлемый способ получить психологическую поддержку.
Музей создает то, что социологи называют «безопасным пространством для уязвимости». Человек может прийти сюда со своими проблемами, не объясняя никому их природу. Формально он просто смотрит на картины или скульптуры (и это только первый уровень работы с посетителем, поскольку современные музеи предлагают насыщенную социальную программу). Фактически — проходит через процесс внутренней трансформации и ищет именно то, что ему нужно.
Терапевтический эффект искусства документирован веками, но только недавно получил научное обоснование. Целое направление — нейроэстетика — показывало и доказывало с помощью ф-МРТ, опросов и исследований: созерцание произведений искусства активирует те же зоны мозга, что и разговор с близким человеком, снижает уровень кортизола и стимулирует выработку дофамина.

Креативная лаборатория исцеления
Современные музеи задействуют все органы чувств. В идеале это не просто коллекции за стеклом, а иммерсивная среда, где свет, звук, пространство и текстуры работают вместе. Такая мультисенсорность особенно важна для людей с ментальными расстройствами, чья способность к концентрации зачастую нарушена.
К тому же музей позволяет выбрать свой темп взаимодействия с искусством. Можно остановиться у одной картины на час или пробежаться по всей экспозиции за полчаса.
Музеи как институции изначально ориентированы на эксперимент и инновации. Это делает их естественными партнерами для разработки новых форм психологической поддержки. Где еще арт-терапевт может провести сеанс рядом с подлинником Матисса или организовать групповую медитацию в зале древнеегипетского искусства?
Междисциплинарность — ключевое слово для современного музея. Здесь встречаются искусствоведы и психологи, кураторы и социальные работники, художники и ученые. Такое пересечение компетенций рождает практики, которые невозможно создать в рамках традиционных институций здравоохранения.
И, наконец, в эпоху эпидемии одиночества музеи предлагают особенно ценный ресурс — возможность быть среди людей, не вступая в принудительную коммуникацию. Это «параллельное присутствие» — форма социального взаимодействия, которая не требует активного общения, но создает ощущение принадлежности к человеческому сообществу.
Практики исцеления: от теории к конкретике
Арт-терапия и доказательная медицина: коллаж
С 2016 по 2022 годы лондонский Тейт Модерн регулярно проводил совместные программы художников и медиков — например, уик-энд «Arts in Health: Recovery & Wellbeing» и серию воркшопов «Art in Mind». Эти проекты, рассчитанные в том числе на людей с ПТСР и тревожными расстройствами, превратили арт-терапию из довольно маргинальной практики в признанный инструмент поддержки ментального здоровья.
Оценка проекта Art in Mind на площадке Tate Exchange показала, что 96 % посетителей после совместных сессий художников-«экспертов по опыту» и клиницистов стали легче сопереживать людям с психическими расстройствами, а 70 % отметили, что программа разрушила их стереотипы о психическом здоровье.
Организаторы подчеркнули, что эффект достигается именно синтезом доказательной медицинской практики и художественных мастер-классов. Когда человек создает коллаж рядом с работами Малевича или лепит скульптуру в тени произведений Генри Мура, терапевтический эффект многократно усиливается, поскольку сама среда дает ему разрешение «встать рядом» и, выражаясь языком соцсетей, «отстать уже от себя наконец».

«Управляя турбулентностью»: что делать, если вы уже внутри урагана
Когда в марте 2022 года мир в очередной раз содрогнулся от неопределенности, Еврейский музей и центр толерантности запустил проект с говорящим названием «Управляя турбулентностью». Три месяца психологи Центра и партнерских организаций проводили для посетителей лекции, тренинги и медитативные практики о том, как сохранить контроль над собственной жизнью, когда все вокруг «идет совсем не так».
«Мы поняли, что люди приходят к нам не только за культурой, но и за опорой», — рассказывает Краснянская. Проект помог тысячам москвичей почувствовать твердую землю под ногами во время, когда читать соцсети и новости стало практически невыносимо. Многие из тех, кто получил поддержку тогда, до сих пор составляют ядро лояльной аудитории музея — для них само место навсегда стало безопасным.
После теракта в «Крокусе» в 2024 году проект возобновил работу на два месяца, подтвердив свою востребованность в моменты коллективной травмы.
Форум-театр: помоги себе сам (у тебя лучше получится)
Еще один формат психологической рефлексии, который ЕМЦТ практикует уже 12 лет — форум-театр. Это интерактивные спектакли, где каждый зритель может остановить действие, выйти на сцену и предложить другую модель поведения героев. То есть совершенно легально переписать финал и «присвоить» happy-end.
Спектакль «Накипело», например, посвящен проблеме выгорания в коллективе, «Лишний» — травле на рабочем месте, «Сама виновата» — гендерному насилию.
Человекоцентричность формата в том, что люди сами находят решения своих проблем, проигрывая их в безопасной не-домашней и не-рабочей среде. Это групповая терапия, умело замаскированная (настолько, что маска становится частью сущности) под культурное событие — идеальное сочетание для общества, которое еще стесняется говорить о проблемах открыто.
Медицинское партнерство: пропишу вам музей
Когда врачи в графстве Кембридж начали прописывать пациентам керамику и акварель вместо антидепрессантов, медицинское сообщество восприняло это как британскую эксцентричность. Программа «Arts on Prescription» выглядела скорее экспериментом прогрессивных терапевтов, чем серьезным клиническим вмешательством. Но через восемь недель результаты превзошли ожидания: симптомы депрессии снизились на 73 %, тревожность — на 71 %, субъективное благополучие выросло на 76 %.
В Сиэтле ученые Университета Вашингтона пошли еще дальше, предложив офисным работникам сорокаминутный «арт-ланч» в Bellevue Arts Museum. После единственного посещения самооценка стресса у участников снизилась на 72 %, при том что объективные маркеры — уровень кортизола в слюне — остались прежними. То есть искусство влияло на субъективное восприятие стресса, не затрагивая его биохимические проявления.
Означает ли это, что эффект иллюзорен? Скорее наоборот. «Субъективное благополучие — не менее важный показатель, чем биохимические маркеры, — объясняет Краснянская. — Если человек чувствует себя лучше, это уже терапевтический результат». Ощущение спокойствия влияет на его поведение, отношения и способность справляться с проблемами. В конечном счете именно субъективное благополучие определяет качество жизни — а это и есть главная цель любой терапии.
Похожий принцип лег в основу российского проекта «Искусство в помощь медицине», запущенного в Еврейском музее и центре толерантности для онкопациентов и их близких. За три года работы программы в музее прошло более 30 мультидисциплинарных мастер-классов. Участники получали не только арт-терапию, но и возможность погрузиться в обычную музейную среду — почувствовать себя не пациентами, а посетителями культурного пространства.
Социологическое исследование 2023 года, проведенное организаторами, зафиксировало статистически значимый рост «субъективной витальности» — ощущения полноты сил, вовлеченности в жизнь и активности.
«Музей дает онкопациентам то, чего не всегда может дать больница — ощущение нормальности, — объясняет Краснянская. — Здесь они не больные, а люди, способные создавать, размышлять, наслаждаться красотой экспонатов и собственного тела в движении». В условиях, когда традиционная медицина сосредоточена на борьбе с болезнью, музейная терапия возвращает фокус на жизнь.



Человек как новая (и живая) коллекция
Если проследить эволюцию музейных каталогов за последние полвека, обнаружится любопытная закономерность. Описания экспонатов становятся все более подробными, но не в техническом, а в человеческом смысле. Рядом с привычными «холст, масло, 1874 год» появляются истории о том, кто и при каких обстоятельствах создавал произведение, кто им владел, как оно влияло на судьбы людей. Музей незаметно перестал коллекционировать вещи и начал собирать человеческий опыт. Эта трансформация — не случайность, а закономерный итог того пути, который музеи проделали от элитарных хранилищ до демократических пространств.
Три века назад Петр I создавал Кунсткамеру как собрание «диковинок» — странностей природы и человеческих аномалий. Логика была простой: отделить нормальное от ненормального, свое от чужого, понятное от загадочного. Музей служил границей, которая определяла, что достойно изучения, а что — лишь созерцания.
Современный музей работает от противного. Его задача — не подчеркнуть различия, а найти общее; не изолировать «особенное», а показать, что особенным может быть каждый. «Мы, музеи, стали образцом того, каким должно быть общество», — формулирует Кристина Краснянская. Действительно, современный музей — это модель идеального социума: инклюзивного, доступного, основанного на диалоге равных. Здесь не важны социальный статус, материальное положение, физические возможности или ментальные особенности. Важна готовность к встрече с чем-то прекрасным и удивительным.
Физическое пространство музеев тоже меняется под влиянием новой философии. Исчезают барьеры между «сакральным» пространством экспозиции и «профанным» пространством фойе. Появляются зоны отдыха, мастерские, места для размышлений и диалога.
Музей перестает быть лабиринтом, который нужно пройти по составленному экспертами маршруту, и становится городом, где каждый выбирает свою дорогу к нужной точке. Одни приходят за эстетическими переживаниями, другие — за человеческим «я думаю так же, как и вы», третьи — за возможностью побыть наедине с собой в тишине.
Пандемия ускорила еще одну трансформацию: музеи научились быть рядом с людьми, даже когда физическая близость невозможна. Виртуальные туры, онлайн-мастер-классы, стримы с художниками и кураторами — все это не замена реального музея, а его расширение. Цифровые технологии позволяют музею дойти до тех, кто по разным причинам не может его посетить: пожилых людей, людей с инвалидностью, жителей удаленных регионов.