В этом году на 1-й Биеннале частных коллекций состоялся смелый эксперимент. Проект «Обменник» предложил коллекционерам не просто показать свои работы, но и на время обменяться ими. Зачем такой опыт нужен искусству и тем, кто его собирает, — в материале «Сноба».

1-я Биеннале частных коллекций стартовала с поп-ап выставки «Обменник» в московском отеле «Рихтер»: российские коллекционеры временно обменялись работами из своих собраний. Сам «Обменник» уже успели окрестить «культурным Tinder»: эксперимент позволил участникам не только наладить горизонтальные связи в индустрии, но и буквально пожить с чужой страстью. Этот символический жест положил начало масштабному проекту Фонда «Новые коллекционеры», который охватит 100 коллекционеров, 40 выставок и 12 городов.
«Коллекционер — это проводник, который своим личным взглядом на искусство соединяет время. Он сохраняет наследие прошлого и актуализирует его в настоящем, способен заглянуть в будущее, поддерживая художников своего времени, и обозначает вектор развития искусства на годы вперед», — говорит Марина Лошак, сооснователь фонда «Новые коллекционеры».
К участию в биеннале присоединилось более 40 галерей и культурных институций из Великого Новгорода, Владивостока, Владимира, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Суздаля, Томска и Уфы. Все они представят выставочные, издательские и просветительские проекты, посвящённые коллекционерам и их собраниям.
По словам одной из участниц, Екатерины Лапшиной, проект Биеннале — результат слаженной работы команды на протяжении более чем года.
«Путь был непростым. То, как проект запускается сейчас, сильно отличается от изначальной задумки — всё стало гораздо масштабнее. В каждом городе появятся площадки, как я это называю, “искреннего интереса”. Это начало творческих союзов и коллабораций», — считает она.

Коллекционеры — скрытые двигатели искусства
Коллекционеры не просто покупают работы — они формируют контекст, поддерживают художников и создают новые культурные маршруты. По своей сути коллекционирование — глубоко личная история. Каждая приобретённая работа — это выбор, основанный на вкусе, интуиции, а иногда и амбиции. Что, если на время выйти за эти рамки и попытаться услышать другого? Именно такую возможность дал «Обменник».
Проект кажется простым, но его реализация — настоящий вызов. Коллекционеры редко расстаются с работами из своей коллекции, ведь каждое произведение — это часть их личного нарратива.
Как отмечает участник проекта Айк Аджоглян, уже в процессе эксперимента стало ясно, что обмен — это ещё и способ расширить границы «насмотренности». После такого опыта коллекционер чётче понимает, что его критерии отбора не единственно возможные. Это помогает дополнить, а в чём-то и пересмотреть собственные ориентиры.
«Ты не просто получаешь новую работу — ты получаешь часть чужого опыта, чужой логики коллекционирования, — говорит Айк. — Перед тобой произведение, которое кто-то отбирал, изучал, встраивал в свою коллекцию. И ты пытаешься понять: почему именно оно? Что он в нём увидел? Как это связано с другими работами в его собрании?
Самое ценное в том, что этот проект ломает изоляцию, в которой часто существуют коллекционеры. Мы все в заложниках собственного восприятия, своих критериев. Здесь же приходится сонастраиваться, на время принять чужой выбор и с любопытством его изучить. Это тоже повышает насмотренность, но другими методами — шире, сложнее, осознаннее».
«Смотри, что покажу»
Биеннале — это не только возможность «пожить с чужой страстью», но и глубоко разобраться в том, что такое коллекционирование сегодня. Для тех, кто хочет понять, как личный выбор одного человека влияет на всю культуру, запущена большая интеллектуальная программа «Коллекционирование как культурная практика, наследие и акт выбора».
В формате лекций, открытых дискуссий и ридинг-групп профессионалы из мира искусства объяснят, почему собирательство — это не просто хобби, а способ сохранить наследие и повлиять на будущее. Курирует это направление Лия Чечик — кандидат искусствоведения и директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета. Проект поддержит фонд «Геометрия».
Более того, Биеннале смотрит в будущее. Уже сейчас Фонд «Новые коллекционеры» запускает долгосрочные проекты с Сетью архивов российского искусства RAAN (проект Музея «Гараж») и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Цель — создавать новые выставки и образовательные программы, которые покажут всю многогранность российского коллекционирования.
Автор: Ольга Обыденская