Первый советский реактивный самолет – истребитель БИ-1 – был создан в поселке Билимбай (Свердловская область), в здании Свято-Троицкого храма, где разместили эвакуированных из Москвы авиаконструкторов. О том, как создавался первый советский реактивный истребитель, рассказал ЕАН Иван Моисеев, член евразийского фонда национального наследия «Строганофф».
«С началом Великой Отечественной войны по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина в ноябре 1941 года в Билимбай были эвакуированы несколько известных конструкторских бюро. Это КБ Виктора Федоровича Болховитинова, в составе которого работали выдающиеся умы: Алексей Михайлович Исаев, Александр Яковлевич Березняк. Эвакуировали сюда и КБ Алексея Ивановича Привалова, которое занималось разработкой парашютно-десантной техники. Приехало в Билимбай и КБ Николая Ильича Камова вместе с его заместителем Михаилом Леонтьевичем Милем. Приехал Борис Евсеевич Черток, который в будущем станет помощником Сергея Павловича Королева при создании космической ракеты. Там был Василий Павлович Мишин, который возглавил после смерти Королева космическую отрасль. Приехал и Архип Михайлович Люлька, который впоследствии занимался турбодвигателями для самолетов, разрабатывал подводные крылатые ракеты, и многие другие конструкторы. В общем, все, кто был в то время связан с ракетами, работали здесь. Ученым была поставлена задача в сверхкороткие сроки, за 35 дней, разработать первый реактивный советский истребитель. С этой задачей ученые не справились – они создали истребитель за 40 дней», — рассказал Иван Моисеев.
Первый самолет БИ-1 был сделан из фанеры и обшит тканью. В хвостовой части находился жидкостно-реактивный двигатель, и, по сути, самолет мог находиться в безвоздушном пространстве. Испытателем первого реактивного самолета, или как в то время его называли – ракетного самолета, стал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. 15 мая 1942 года первый в мире реактивный самолет взлетел с аэродрома Кольцово. Полет длился всего 3 минуты 9 секунд, но доказал возможность практического осуществления полета на новом принципе. Тогда самолет поднялся на высоту 849 м со скоростью 400 км/ч.
Фото: Григорий Яковлевич Бахчиванджи