«Литрес» и LiveLib провели опрос среди россиян о том, какие литературные семьи они считают идеальными, и как оценивают свои родственные связи. 83% в браке и 70% вне его считают свою семью идеальной.
Ко Дню идеальной семьи книжный сервис «Литрес» и рекомендательный сервис LiveLib провели опрос среди пользователей, чтобы выяснить, какие литературные семьи считаются идеальными, и как сами россияне оценивают свои родственные связи. Результаты исследования оказались в распоряжении «Сноба».
Большинство участников исследования довольны своими семьями — 83% тех, кто состоит в браке, и 70% неженатых или незамужних опрошенных считают свои семьи идеальными. Почти все респонденты считают, что искренняя забота (80% и 85% среди состоящих в браке и неженатых соответственно), уважение (77% и 59%) и любовь (76% и 58%) — это главные составляющие идеальной семьи.
Среди тех, кто состоит в браке, 51% считают отсутствие взаимопонимания основным препятствием на пути к идеалу, в лидерах — разногласия в видении будущего (32%) и финансовые проблемы (32%). Среди незамужних и холостых чаще всего звучит отсутствие понимания (67%) и нарушение личных границ (56%), а также нехватка поддержки (42%).
Литературные примеры идеальных семей
Литературные персонажи также играют роль в восприятии идеальных отношений. Семья Уизли из «Гарри Поттера» считается эталоном для большинства незамужних респондентов (49%). На втором месте у них — семья муми-троллей из книг Туве Янссон (41%), и замыкает тройку лидеров семья Ростовых из «Войны и мира» Льва Толстого (25%).
Среди людей в браке лидирует пара Арвен и Арагорн из «Властелина Колец» (23%), за ними следуют Александр Григорьев и Катя Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана» (22%) и Делла и Джим Юнг из рассказа О. Генри «Дары волхвов» (21%).
Методология исследования
Опрос был проведен в июле 2025 года среди более 800 пользователей по всей России. Сбор данных осуществлялся через Google-форму с использованием платформ ГК «Литрес» — социальных сетей и рассылок. Ответы респондентов были проанализированы с помощью встроенных инструментов Google и аналитиками компаний.
Респондентам были предложены как готовые варианты ответов, так и возможность добавить свои в графе «Другое». Они могли выбрать один или несколько вариантов. В качестве ответов были предложены наиболее популярные семьи из отечественной и зарубежной литературы.