Выставка «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта» — претендент на премию «Сделано в России — 2025» в номинации «Арт». Подробнее о проекте читайте в материале «Сноба».
«Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта»
200 лет развития фотографии — масштабный проект в петербургском «Манеже»
Центр визуальной культуры Béton совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» представил проект «Фотоискусство. От дагеротипа до искусственного интеллекта» в Санкт-Петербурге. Выставка демонстрирует почти два столетия развития фотографии. В экспозиции представлено 600 произведений 178 авторов, в том числе Луи Дагера, Вильяма Каррика, Карла Буллы, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Бориса Смелова, Бориса Орлова, Сергея Борисова, Влада Мамышева-Монро — часть снимков показана впервые. Кураторами проекта выступили сооснователь ЦВК Béton, коллекционер и художник Ольга Мичи и сооснователь ЦВК Béton, коллекционер и историк фотографии Алексей Логинов.
Задача проекта — показать фотографию как самостоятельное искусство со своими законами, логикой развития и эстетикой. Экспозиция выстроена как маршрут через ключевые стадии развития фотографического искусства. Выставка начинается с дагеротипов конца 1830-х годов. Особое внимание здесь уделено тройному авторскому дагеротипу, подаренному Луи Дагером императору Николаю I в 1839 году — эта работа ознаменовала начало эры фотографии.
К концу XIX века появляется пикториализм — направление, в котором фотография стремится говорить языком живописи, разрабатывает свои художественные средства выразительности. Со становлением советской фотографии в период 1920–1930-х годов, появляется советский фотоавангард, а затем на смену ему приходит соцреализм и новые авторы — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, Георгий Петрусов.
Отдельный раздел посвящен фотографии периода Великой Отечественной войны, повлиявшей на дальнейшее развитие фоторепортажа — от фиксации события до создания фотографий-символов. Снимки Макса Альперта, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Михаила Трахмана выступают архивом коллективной памяти.
Финальный акцент экспозиции — на визуальных практиках XXI века, включающих цифровой монтаж и нейросетевые изображения. Современные авторы и коллективы: Константин Худяков, AES+F, Ольга Мичи, арт-группа ГрОМ — исследуют границы медиума, где фотография становится средством переосмысления и генерации образов.
Все претенденты на премию в номинации «Арт» здесь.
Все номинации премии здесь.