Какие языковые ловушки применяются в инфобизнесе и как в них не попасть, по просьбе «Сноба» разбиралась филолог Марина Марьяшина.

Со времен пандемии в соцсетях увеличилось число коучей по самым разным направлениям. Эти люди учат зарабатывать миллионы с помощью медитаций и аффирмаций, исполнять любые желания, прокачивать женственность и становиться уверенными в себе. Более 10 лет назад этих людей стали называть неполиткорректным термином «инфоцыгане». Дабы не обижать ни одну народность, было бы правильнее использовать слово «шарлатанство» и его синонимы. Речь пойдет о языковых особенностях подачи подобного контента — распознать инфомошенников помогут знания стилистики русского языка.
Словесное манипулирование
Инфокоучинг взял стандартные модели языкового манипулирования из рекламы и перенес их на свой контент. Базой для анализа послужат выкладки из учебников по практической стилистике: Дитмара Розенталя, Майи Сенкевич и Ирины Голуб.
Первое, на что надо обратить внимание, — оценочные суждения. Шарлатаны любят встраивать в свои фразы скрытые оценки — например:
«После моего курса по прокачке женственности вам будут дарить дорогие подарки».
Фраза содержит безапелляционное утверждение, чтобы клиент хотя бы на этапе знакомства с услугой не сомневался в ее действенности. К тому же гарантируется успех в качестве будущих (непременно «дорогих») подарков. «Дорогие» в данном случае — это и есть оценочность.
Вместо нейтральных слов и выражений могут использоваться слова с явной отрицательной оценкой: «мой уникальный курс личностного роста / их поверхностные суждения»; «умение быть в потоке / засоренность мышления».
Мошенники умеют давить на эмоции: они описывают ситуацию как критическую или катастрофическую, требующую немедленных действий, создают напряжение, тревогу или панику, эксплуатируют страхи людей. Сохранить самообладание и рациональное мышление в такой ситуации может быть сложно:
«Уже завтра твой диплом будет никому не нужен. Начинай изучать нейросети!»
«Так и будешь никому не нужна, если не начнешь прокачивать женскую энергию!»
Токсичный позитив
К языковому манипулированию относится и повторение определенных слов: успех, мотивация, качество, первоклассный, эксперт, специалист, деньги, заработок, красота, достаток — и их синонимов. Все эти слова употребляются в отрыве от прямого значения и сами по себе вреда не несут, но упор на них помогает рисовать позитивный образ перемен, которые произойдут в вашей жизни после покупки чудо-продукта.
Выстраиваемый образ будущего настолько приторен, лишен алогизма жизни, неурядиц, болезней и прочих мешающих негативных факторов, что на подсознательном уровне воспринимается как та самая волшебная палочка. Нужно только пройти обучение у коуча, сделать шаги по его «уникальной» методике. Конечно же, опробованной на «десятках тысяч благодарных клиентов».
Искусственный дефицит
Использование языковых конструкций, таких как: «осталось всего три места в моем марафоне», «успей записаться на интенсив, старт уже завтра» и подобных тому, создает ощущение срочности и побуждает к быстрому принятию решения. Это дезориентирует. Человеку кажется, что жизнь сейчас ему дала шанс, а завтра его может и не быть.
Выгодные сравнения
Реклама часто использует сравнения, чтобы подчеркнуть преимущества товара или услуги над конкурентами. Фразы вроде «лучший выбор» или «по сравнению с другими» создают ощущение превосходства.
На языке коучей это может звучать так (примеры реальные): «лучший биоэнергет России», «главный бизнес-тренер страны». Некоторые используют более сложные конструкции: «Устали от шарлатанов? Мои ритуалы сто процентов рабочие», «только через космоэнергетику можно познать себя».
Давление на эго
Языковые конструкции, которые заставляют неосознанно сравнивать себя с другими: «Пока ты думаешь, другие действуют», или знаменитое от Аяза Шабутдинова, уже арестованного за мошенничество: «Девочки, вы издеваетесь? Я даю вам готовый способ заработка в интернете, а вы по-прежнему работаете в офисе».
Использование авторитетов
Ссылки на экспертов или знаменитостей в рекламе вызывают доверие и ассоциируют продукт с положительными качествами, что может сильно повлиять на выбор потребителя. Так, например, Елена Блиновская, создательница «марафона желаний», активно привлекала звезд кино и ТВ для рекламы своего продукта. На телеэкраны даже вышел фильм об исполнении желаний, продюсером которого выступила сама Елена.
Языковая манипуляция в данном случае может выглядеть так:
«Сняла фильм о том, как исполнять любые желания. У актеров тоже все сбылось!»
«До сих пор удивляюсь, насколько изобильна Вселенная. Все блогеры после моего наставничества зарабатывают в два раза больше».
«Матрица работает на нас: пью кофе с Клавой Кокой, встретились, чтобы обсудить ее продвижение».
Как не попасться на эту удочку
Даже самые эрудированные люди не застрахованы от мошенников. Интернет-гуру настраивают воронки продаж, исходя из самых актуальных запросов.
Бьют по базовым человеческим потребностям: обеспечение семьи, физическая форма, любовные отношения, дети, здоровье. Люди с хронической усталостью, перфекционисты, тревожные и депрессивные личности находятся в категории риска. Просто потому, что в стрессе человек ищет суть информации и не улавливает ее подмены с помощью метафор, антонимов, оценочности.
По данным ВТБ, в январе 2025 года количество мошеннических схем, связанных с предложениями заработка в интернете, выросло на 50 % по сравнению с декабрем 2024 года. Жертвы теряют миллионы рублей в год.
Инфомошенники также используют базовые знания психологии и когнитивных искажений (системных ловушек мышления, свойственных всем людям) для того, чтобы формировать доверие к своей деятельности. Как же не стать спонсором продавцов воздуха?
Стараться вычленять главное
Оценочные суждения, метафоры, абстрактные понятия ничего не прибавляют к смысловой части сообщения. Для примера — фраза типичного мошенника:
«Хочу вам предложить уникальный курс по работе с нейросетями, после которого будете делать от 100к в месяц и жить в кайф».
«Уникальный» тут — субъективная оценка.
«Жить в кайф» + сумма денег = языковая манипуляция, состоящая из абстрактного понятия и денежной суммы, полученной в результате непонятно каких подсчетов. Следовательно, гарантий «жизни в кайф» нет и быть не может. Это попытка продать нечто под соусом массовых представлений о счастливой жизни.
Обращаться к сертифицированным специалистам
Прежде чем записываться к онлайн-психологу, следует изучить его профиль в социальных сетях, где должна быть характеристика методов (например, КПТ, психоанализ). Не стесняться попросить предоставить диплом, по серийному номеру которого можно убедиться, что документ подлинный.
Специалист и мошенник совершенно по-разному подносят контент. Как правило, профессионал в какой-либо отрасли старается донести факты. Две фразы для сравнения:
«Моя уникальная методика позволяет сбросить до 10 кг в месяц» —
и:
«Рассказываю, как рассчитать дневную норму калорий при похудении. Врач N рекомендует…»
В первом случае информация скрывается, присутствует оценочность. Во втором — человек открыто делится информацией, приводя ссылки на авторитетные источники.
Мнимая «душевность»
Душевность — еще один способ языкового манипулирования, он тоже строится на метафорах и оценочных суждениях. Цель его — отвлечь покупателя от недостатков товара или курса с помощью позитивного тона и создать репутацию гуру как очень человечного, понимающего, отзывчивого персонажа:
«Девочки, я плачу от ваших результатов! Какие же вы все классные! Продолжаем работать!»
Могут использоваться уменьшительно-ласкательные суффиксы для создания уютной атмосферы:
«Моя прекрасная подписчица Анечка прислала мне вот такого денежного слоника, заряженного на успех. Включайте мою медитацию, наливайте чаечек, и начнем творить чудеса вместе».
Используется обилие метафор, устойчивых выражений и речевых штампов:
«После курса “Раскрытие денежного канала” мои ученики расправляют крылья и живут в изобилии».
Эти языковые средства помогают прикрыть отсутствие какого-либо смысла и пользы в услугах продавцов воздуха.
Мираж красивой жизни, который они создают, быстро растает. Жертве же не останется ничего, кроме болезненного возвращения в реальность. Со старыми проблемами, а зачастую и новым кредитным графиком.
Подготовила Марина Марьяшина