Рубрики
Жизнь

«Одно целое»: каким получился боди-хоррор про созависимость

31 июля в российский прокат выходит фильм «Одно целое», и это не просто очередной хоррор про парочку на грани, а удивительно точное (и жуткое) исследование созависимости, которая прикрывается любовью. Автор «Сноба» Александр Юдин разбирался, что получится, если метафору «жить одной жизнью на двоих» довести до телесного кошмара.

Здесь и далее кадры из фильма «Одно целое»
Здесь и далее кадры из фильма «Одно целое»

Всем нам знакомы такие парочки, как Тим и Милли, главные герои фильма «Одно целое»: они носят футболки с надписями «Его» и «Ее» (чтобы никто не забыл, что они в комплекте), никакого «я», только «мы», всегда говорят: «Наверное, сначала мне стоит это обсудить с ним/ней».

Казалось бы, патология налицо.

Но режиссер-дебютант Майкл Шэнкс, впечатливший всех своим боди-хоррором на фестивале «Сандэнс» в начале года, просит нас быть осторожнее с иронией — созависимость всегда подкрадывается незаметно.

Тим и Милли вместе уже десять лет, правда, в браке они не состоят (а каждому уже за тридцать). Тим не работает, мечтая о карьере музыканта. Милли тянет лямку, преподавая в младших классах, и все чаще задумывается: а связывает ли их с Тимом любовь? Или это уже просто привычка?

Во время прогулки герои попадают под ливень и, вдобавок ко всему, проваливаются в пещеру. Тим предлагает переждать дождь под землей и тут же от жажды выпивает странную воду из пруда (да!). Утром Тим и Милли просыпаются со слипшимися ногами.

И если разделиться физически им с грехом пополам удается (но было больно), то внезапно нахлынувшее на Тима желание быть рядом со своей девушкой преодолеть уже не так просто. Буквально: куда Милли — туда и Тим. Чем больше дистанция между ними, тем хуже герою. Вскоре их тела, словно магниты, начинают притягиваться друг к другу, чтобы слиться воедино. Ну не красота ли?

Душный мир героев режиссер и сценарист описывает со знанием дела. Бытовые ссоры, недопонимания, обиды: Шэнкс через все это прошел со своей супругой (они вместе уже 15 лет). Познакомились на школьных каникулах, взрослели рядом, в общем, «дышали одним воздухом». В какой-то момент режиссер понял, что они делят одну жизнь на двоих. Так и родился замысел фильма, после просмотра которого фразы «мне больно быть вдали от тебя» и «может, расстаться сейчас будет проще» внезапно приобретают новый смысл.

Не обошлось и без древнегреческих мифов в кино, которые также послужили источником вдохновения. Если верить Платону, когда-то на земле жила могущественная раса — андрогины, в каждом из них сосуществовали мужское и женское начала, гармонично слитые в одном теле (правда, с одной головой и четырьмя руками и ногами). Они были настолько сильны, что осмелились бросить вызов богам. Разгневанный их дерзостью, Зевс рассек андрогинов надвое — на мужчину и женщину. Так они утратили свою былую силу, но обрели вечную тоску. Собственно, из глубин мифов и растет наша жажда любви — попытка исцеления своей раздробленной природы.

Эту красивую идею режиссер доводит в своем фильме до абсурда — ведь перед нами разворачивается история о кошмарной стороне «жизни на двоих», когда нет тебя, есть «мы», когда выбор в пользу себя вроде бы очевиден, но вы уже настолько привыкли друг к другу, что «а зачем что-то менять?».

На первый взгляд, герои прекрасно дополняют друг друга: Милли не готовит — это делает Тим, он, в свою очередь, не водит — за рулем всегда Милли. Удобно? Но стоит взглянуть чуть внимательнее, становится ясно: такие отношения не питают их, а изнашивают, стирают личность каждого, превращая любовь в зависимость, а совместимость — в добровольный отказ от себя.

Тим теряет ощущение собственной мужественности под весом авторитета Милли (герой не уверен в себе даже в мелочах). Милли же задыхается от однообразия: ей хочется страсти — но в отношениях она получает лишь рутину. При этом оба настолько «слиплись», что просто не представляют иной жизни и даже не помнят себя до отношений. Наконец, Милли спрашивает Тима: «Если ты думаешь, что я “заперла” тебя, почему ты просто не уйдешь?», на что тот честно отвечает: «Я не могу».

Сам по себе концепт созависимости здесь хорошо подружился с жанром — где же, как не в боди-хорроре демонстрировать ужасы слияния партнеров и потерю собственной идентичности? Референсы режиссер брал с «Нечто» Джона Карпентера, «Мухи» Кроненберга, а также «Исцеления» Киеси Куросавы. Чувствуется влияние и раннего Шьямалана.

Проблема в том, что в ужасах, где есть деформация и разрушение тел, должно превалировать физическое выражение внутренней тревоги — Шэнкс же слишком увлекся метафорой, что каждый раз оставляет визуальную трансформацию почти за кадром. В итоге у него получился неплохой психологический хоррор (где есть место даже юмору), но без модной сегодня приставки «боди».

Зато актеры Элисон Бри и Дэйв Франко в полной мере используют сладость и кислинку своей настоящей химии — в реальной жизни они супруги. В интервью отшучиваются, мол, когда начинали сниматься, знали, что все это обернется либо разводом, либо еще большей зависимостью. Но сейчас парочка вовсю участвует в промо фильма и фотографируется вместе на фоне баннеров.

«Это идеальный фильм для свидания», — пишут маркетологи Neon и обыгрывают эту идею, публикуя фото медийных пар — в их числе молодожены Charli XCX и барабанщик Джордж Дэниел, и даже женатый бывший гендиректор Astronomer Энди Байрон, обнимающий Кристин Кэбот, бывшего директора по персоналу своей компании (ту самую пару, которую поймал «объектив поцелуев» на концерте Coldplay).

А недавно стало известно, что студия оплатит свадьбу тем, кто сделает самое креативное предложение на сеансе «Одно целое».

Фильм идеально подошел бы к релизу на 14 февраля — хотя для всех нас его посыл будет актуален в любое время: побыть одному иногда очень даже хорошо.

Автор: Александр Юдин