Гигантские рыбы и фарфоровые чайники. Дворцы для народа и иконы для атеистов. Авиационная сталь и византийское золото. «Сноб» спустился под землю, чтобы прочитать тайные символы, оставленные на стенах, полах и потолках московского метро.

Зимой 1931 года Москва столкнулась с транспортным коллапсом, и стало понятно: без метрополитена столице не обойтись. Развернулись жаркие дискуссии, но точку в них поставил Сталин, сказав, что без метро «город погибнет как крупный центр».
Дизайн первых станций начали разрабатывать в 1934 году. Архитекторы подключались на финальном этапе к уже готовым инженерным решениям — конструкция зависела от геологических факторов. Метро стало символом индустриализации СССР и доказало: транспорт может быть не только удобным, но и красивым.
Первые станции называли «дворцами для народа» — их оформление должно было восхищать и идеологически направлять. Другими словами, спустившись после рабочей смены, советский гражданин должен был чувствовать, что попал в музей, вся красота которого принадлежит только ему. Каждая деталь была наполнена продуманной символикой и сюжетами.
Запрос на подземные дворцы и триумф социализма


Станции первых десятилетий — монументы социалистической идеологии. Они должны были утвердить мысль: СССР — великая страна, построенная руками рабочих и крестьян. На мозаиках, скульптурах и фресках — герои труда, сцены заводской и сельской жизни.
Например, «Маяковская» архитектора Душкина — визитная карточка метро. В 1938 году станция отражала пожелания «заказчика» и воспевала масштаб социализма. Мозаичные панно художника Фролова по эскизам Александра Дейнеки, встроенные в потолочные кессоны, посвятили советскому небу и авиации. Для отделки архитектор впервые использовал авиационную сталь с завода по производству дирижаблей. Через год после открытия станция получила Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.


На «Новокузнецкой», открытой в 1943 году, размещена еще одна серия Фролова — 7 панно об индустриализации. У мозаик сложная история: изначально их было 14, они были заказаны для станции «Донбасская» (сегодня это «Павелецкая»). С расположенного неподалеку вокзала уходили поезда на юг, поэтому мозаики должны были отражать историю героев труда, живущих вдоль железной дороги. Война внесла коррективы: из 14 картин были использованы 7, а станцию поменяли на «Новокузнецкую». Сегодня здесь можно увидеть «Трактор», «Сбор яблок», «Металлургию», «Стройку», «Шахтеров» и другие. Восьмиугольная форма не случайна — у проходящих по платформе создается ощущение, что они подсматривают за тем, что творится на поверхности. Сам Фролов свои работы в метро не увидел: в конце января он погрузил мозаики на грузовики и отправил их по Дороге Жизни, а уже в начале февраля его не стало — он не пережил голод блокадного Ленинграда.

В переходе на станции «Комсомольская» Евгений Лансере впервые в столичном метро использовал технику майоликового панно. Художник изобразил сцену напряженной работы метростроевцев — новых героев начала века. А на одной из самых шедевральных станций сталинского ампира — «Электрозаводской» — освещение и барельефы с рабочими создают почти храмовую атмосферу труда.
Чествование победы

Вторая очередь пришлась на период, предшествовавший Великой Отечественной. Но и в военные годы метро продолжало расти: с 1941 по 1945 годы было открыто семь новых станций.
Одна из них — «Автозаводская». Создавая проект, Душкин хотел расположить мозаики как на «Маяковской» — на потолке, но в итоге они украсили путевые стены. Тема — «Советский народ в годы Великой Отечественной войны»: изобразили рабочих и тружеников тыла. Еще одну интересную мозаику можно найти в вестибюле «Бауманской». Необычно ее расположение — на полу. Мозаика напоминает зодиакальный круг или часы, но вместо 12-ти зодиаков — снаряды и инструменты, как знак того, что война забирает все время. По легенде, прототипом стала напольная мозаика синагоги в Бейт-Альфа — памятник VI века н. э.

На «Партизанской» разместили скульптуры бойцов, сражавшихся в тылу — работы знаменитого Манизера, чьи статуи украшают «Бауманскую». На стенах — керамические плитки с рельефами советского оружия. На ближайших к выходу колоннах — скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина, а у выходных лестниц — группа «Партизаны».

Отдельного внимания заслуживает «Комсомольская» Кольцевая с мозаиками Павла Корина. Художник родился в семье потомственного иконописца. Он с юношества принимал участие в украшениях обителей, поэтому и его мозаики в метро (неожиданно для того времени) содержат образы старых князей и даже лики Иисуса. Военные картины оформлены в золоте — это тоже очевидная и удивительная отсылка к византийскому искусству. Правда, один эскиз Корину все-таки пришлось переделать. В руководстве сочли Христа на знамени «слишком иконописным». Сам художник упомянул в дневниках: «Лик Спаса заставили испортить. Противно, гадко». Но выбора не было — пришлось добавить складку ткани на лице.
Прославление науки
Как и промышленность, наука была культом советской эпохи. На витражах «Новослободской» — представители точных наук: энергетик, географ, инженер. Над ними тоже работал Павел Корин — и вновь парадокс, преследовавший художника. Как и на «Комсомольской», работы вызывали сомнение членов правительственной комиссии: витражи напоминали о церкви, а в советском государстве это было неприемлемым. И не случайно напоминали — они были сделаны на заводе, где производили стекла для Рижского костела. Но все-таки их решили оставить.


На «Электрозаводской» — барельефы основоположников электротехники: изобретателя дуговой лампы Павла Яблочкова, придумавшего радио Александра Попова, ученого Михаила Ломоносова, английских физиков Фарадея и Гилберта, а также Бенджамина Франклина, придумавшего громоотвод. Подписан он, кстати, как «В. Франклин». В те времена на русском его называли Вениамином.

Позднесоветская «Менделеевская» украшена лампами в виде молекулярных соединений — это своеобразный гимн химии. Кроме того, после 60–70-х в метро появляется все больше космоса. «Авиамоторная» сочетает промышленную эстетику с лирикой полета, на «Таганской» — металлические панно с историей освоения космоса. На современных «Калужской», «Воронцовской» и «Добрынинской» тоже можно найти космические мотивы.
Дружба народов — новый акцент

С началом 60-х идеология сместилась: акцент теперь на дружбе народов и мирном строительстве. На «Театральной» — рельефы с танцующими артистами в национальных костюмах союзных республик. «Белорусская» и «Киевская» декорированы орнаментами народных промыслов.

Художники начинают отходить от реализма — появляются аллюзии на авангард, иконопись, абстракцию. На «Проспекте Мира» разместили панно «Матери мира» — в нем угадываются черты Богоматери с младенцем, композиция напоминает «Троицу» Рублева. Все это — свидетельство культурных послаблений и поиска новых образов в искусстве.
Новое время — новый язык метро


Современное метро не требует триумфальности. Оно становится частью повседневной жизни. Вместо золота и лепнины — минимализм, стекло, металл. Но каждый элемент продолжает нести смысл. На «Сокольниках» Большой кольцевой линии в оформлении — плакаты и фотографии времен строительства первой очереди — отсылка к прошлому, но через визуальный язык XXI века. «Электрозаводская» БКЛ — огромное панно «Битва героев» длиной 163 метра.


Часто современные станции метро отражают местность, в которой расположены — своего рода архитектурная топонимика. Например, в оформлении «Нагатинского Затона» — мозаики с 14 видами рыб, обитающих в московских водоемах. «Кленовый бульвар» — мотивы сетчатой керамики, отсылающие к Дьякову Городищу. «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» — авиационные элементы. «Марьина Роща» — колонны в форме фарфоровых чайников, как напоминание об усадьбе коллекционера фарфора графа Шереметева.

Кроме того, современные станции — эксперимент с фактурой, светом и цветом. На «Беломорской» холодные тона напоминают о снеге и воде. «Мневники» отсылают к авангарду и Малевичу, на «Новаторской» — «московские окна» в виде светильников, а на «Рижской» — световые порталы.
Тайные послания московского метро
Метро Москвы — не просто транспортная система. Это зеркало времени, хроника страны, в которой происходили войны, взлеты, научные подвиги и поиски новых идеалов.
От сталинских дворцов до футуристических платформ XXI века — каждая станция продолжает «говорить» с пассажиром. Вглядываясь в барельефы, мозаики и архитектуру, мы читаем не только историю страны, но и ее стремления. Тайные символы метро — вовсе не тайна, а тщательно продуманное послание из прошлого в будущее. И оно до сих пор звучит на каждой станции.
Автор: Александра Беликова