Рубрики
Жизнь

Заглянем в 2035 год: пять вещей в городах будущего, которые заметны уже сейчас

Когда мы говорим о городах будущего, на ум приходят футуристические образы: передвижные капсулы, летающие машины с автопилотом, цифровые фасады, встроенные во все поверхности. Но ближайшее будущее выглядит иначе — не как витрина технологий, а как изменение самой логики жизни. Вместе с соучредителем компании ЛИИС Андреем Чеканом рассмотрели признаки сегодняшних городов, по которым можно судить об их будущем.

Признак 1. Параллельная жизнь цифрового города

Образцовый город 2035 года будет существовать в двух измерениях. Одно физическое: улицы и парки, здания и инженерные сети. Второе — цифровое, состоящее из данных моделей и алгоритмов. Первое изменение видно невооруженным глазом, второе — только через интерфейсы.

Если оцифровать городскую инфраструктуру, можно быстрее находить проблемы: видеть, где не справляются ливневки или вот-вот начнется пожар из-за неисправности на линии электропередач. Но можно и не дожидаться кризисных ситуаций. Пополняемое «озеро» данных будет питать искусственный интеллект, который, в свою очередь, сможет предсказывать проблемы и рекомендовать устранять уязвимости до момента аварии. 

Второе измерение пространства активно создает Москва. В 2019 году у столицы появился цифровой двойник. Пока этот двойник статичен, в том смысле, что он не реагирует на изменения объекта.

Но к 2035 году Москва уже вероятно перейдет к динамической моели. Например, в ноябре прошлого года в столице запустили цифровой двойник водоканала. И здесь уже обратная связь присутствует. Система может за 10 минут определять место протечки с точностью до метра, а скорость устранения аварий сокращается до 30–40 минут.

Создание «второго цифрового измерения» — мировой тренд в развитии городов. Такие виртуальные модели помогают лучше управлять городом, предсказывать проблемы и тестировать любые изменения — от нового маршрута автобуса до строительства целого района.

Признак 2. Все рядом: возвращение времени через пространство

Современный горожанин теряет часы жизни на дорогу. Во-первых, это вопрос усталости и хронического дефицита времени. Человек в одном месте работает или учится, в другом — живет, а в третьем – проводит досуг. Во-вторых, это вопрос экономики и экологии. Горожанин впустую тратит время и нагружает инфраструктуру. На все это накладывается проблема пробок. По данным Numbeo, в топ-300 самых загруженных городов мира входят 11 российских: Краснодар (24 место), Москва (28 место), Петербург (34 место), Новосибирск (89 место) и другие. 

Ответом становится концепция 15-минутного города. Пространство планируется так, чтобы все необходимое было в пешей доступности: работа, магазины, врачи, школы, парки, спорт. Уже сейчас элементы подхода внедряются во многих мегаполисах. В Париже при методической поддержке урбаниста Карлоса Морено эту модель запустили как основу транспортной и социальной политики. В Москве — «пилотируют» кварталы, где жилье, офисы, кафе и сервисы смешаны в одной структуре. Пример — IQ-квартал в Москва-Сити. Барселона, Милан и Портленд интегрировали концепцию в свои стратегии развития.

Стоит отметить, что 15-минутный город — еще и способ адаптации к климату. Чем меньше поездок на машине, тем ниже выбросы в атмосферу. А если вся жизнь сосредоточена в пределах пешей прогулки, город становится прохладнее, тише и безопаснее. Такой подход снижает нагрузку на инфраструктуру и помогает сформировать более устойчивую, комфортную и «зеленую» среду. Модель уже закреплена в международной повестке:  входит в стратегию C40 Cities как инструмент снижения выбросов и повышения качества жизни и отражена в климатических планах городов, подписавших Парижское соглашение. К 2035 году элементы 15-минутного города уже не будут исключением, они станут новой нормой, возвращая людям главное, что у них отнимает мегаполис, — время.

Признак 3. Город против жары: климат-адаптивная среда

Город из асфальта, стекла и бетона усиливает эффект теплового купола: в центральных районах температура бывает выше загородной на 7–10 °C. Ответом становится концепция климатадаптивного города. Уже сейчас архитекторы, урбанисты и инженеры проектируют пространства, которые охлаждают воздух естественным образом. 

В Париже запустили «Острова прохлады»: сотни дворов с зеленью и фонтанами, где температура на 2–4 °C ниже по сравнению с улицами. В Сингапуре действует программа «Зеленый знак», по которой 80% зданий станут «зелеными» к 2030 году. Причем такие крыши и вертикальные сады постепенно становятся нормой не только для статичных объектов, но даже тестировались на городском транспорте. 

В Москве озеленение крыш и перехватывающих парковок включено в нормативную базу новых районов. С 2020 года действует специальный ГОСТ «Зеленые стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений», в котором оговариваются  требования к устройству таких крыш:  их структура, растительный состав и нагрузочная устойчивость.

В Брисбене, австралийском городе, расположенном в субтропическом климате, разработаны прохладные маршруты с тенью, туманом и зелеными навесами, чтобы стимулировать пешую и велосипедную активность даже в самый сильный зной. По мере изменения климата борьба с перегревом городов через озеленение, водные решения, переработку уличных материалов будет становиться все более актуальной.

Признак 4. Безопасность по умолчанию: когда город сам вас защищает

Город будущего представляет собой среду, в которой риски минимизированы на уровне архитектуры. Уже сейчас технологии позволяют не просто фиксировать происшествия, а предсказывать и предотвращать их: от дорожных аварий до несанкционированного доступа в здание. В городских центрах обработки данных алгоритмы анализируют поведение пешеходов, плотность трафика, аномалии в видеопотоке. В Москве тестируются автономные такси, которые не превышают скорость и не отвлекаются на звонки. В Дубае — беспилотные грузовики со сканерами окружения на 360 градусов. Умный транспорт снижает влияние человеческого фактора и приближает города к казалось бы фантастической цели — абсолютной безаварийности.

По мере того, как в городах появляется больше сенсоров и камер, возникает и новый уровень уязвимости — цифровой. Житель мегаполиса становится участником постоянного мониторинга: его лицо, маршруты, действия обрабатываются алгоритмами. Логично предположить, что жители городов будущего потребуют от властей внедрять единые стандарты хранения и защиты персональных данных. К 2035 году можно ожидать обязательное логирование доступа к чувствительной информации и прозрачные правила обработки данных, даже если полного контроля над личной информацией у пользователя так и не появится. Безопасность через «прозрачность» — одно из самых очевидных и, одновременно, спорных следствий нового технологического уклада.

Признак 5. Децентрализация ресурсов — от электричества до еды

Город будущего будет не просто потребителем, но и производителем, чтобы обеспечивать свои нужды в разного рода ресурсах. Для этого может использоваться распределенный подход, где каждый дом, здание и даже балкон становятся частью энергетической и продовольственной экосистемы.

Уже сегодня в Германии набирают популярность plug-in солнечные панели — их устанавливают прямо на балконах и подключают к обычному домашнему электрощиту. Такие панели не требуют специальных разрешений и могут частично покрывать бытовые потребности в энергии. По оценке Института Fraunhofer ISE, в стране используется уже более миллиона таких установок — их число за год удвоилось.

Дальше больше: дома с солнечными фасадами, аккумуляторы в подземных паркингах, пиринговые сети, где жильцы делятся излишками энергии и хранят ее в общих батарейных блоках. Это снижает нагрузку на сети и делает инфраструктуру менее уязвимой к сбоям и перегрузкам. А они случаются и в самых развитых городах. 4 июля в Праге изза обрыва высоковольтного кабеля без света остались около миллиона жителей, а 28 апреля в результате масштабного блэкаута (60% национальной электроэнергии Испании) без света остались метро, аэропорты, больницы и другие объекты городской инфраструктуры. Восстановление длилось почти сутки.

По той же логике развивается и продовольственная децентрализация. В торговых центрах, на крышах парковок и внутри жилых комплексов появляются вертикальные фермы. Они не зависят от сезона, работают без почвы, используют минимум воды и не требуют длинных логистических цепочек. Урожай можно собирать круглый год — прямо там, где живут и работают люди. Например, в московском технопарке «Мосгормаш» в июле 2025-го запустили промышленную вертикальную ферму внутри производственного цеха и ежемесячно планируют собирать до 1,5 тонн зелени, чтобы поставлять в магазины и рестораны столицы.

К 2035 году такие решения перестанут быть экспериментами. В новых районах вертикальные фермы, балконные панели и локальные накопители энергии станут такой же нормой, как сейчас мусоропровод и лифт. Эти решения –– не просто про экологию или технологичность, а про устойчивое развитие городов. Города, способные генерировать ресурсы на месте, будут лучше подготовлены к внешним шокам, в том числе климатическим.