Рубрики
Жизнь

6 августа 1925 года на своей даче под Одессой застрелен 44-летний Григорий Котовский

Революционер, герой Гражданской войны. «Красный Робин Гуд».

Родился в 1881 в молдавском селе, в семье механика.

Заикался после того, как еще в детстве упал с крыши. Чтобы справиться с насмешками сверстников, стал заниматься гиревым спортом. Играл на трубе.

Рано потерял родителей: мать — в 8, отца — в 14. При помощи крестного, владельца винокуренного завода, поступил в Кишиневское реальное училище, однако уже через три месяца был отчислен за хулиганство.

После этого пошел в агрономическое училище, но и оттуда выгнали за драку.

Во время учебы играл на скрипке, трубе, гармони, гитаре, кларнете, пел в хоре, занимался боксом. Тогда же сблизился с эсерами.

С первого момента моей сознательной жизни я был стихийным коммунистом

После смерти крестного, в 19, остался один. Работал вместе с крестьянами по 20 часов в день, и стал еще больше симпатизировать революционным идеям.

С трудом выносил режим. Тесными нитями связался с батрацкой голытьбой

Во время русско-японской войны был уклонистом и ушел в подполье. Грабил имения помещиков вместе с «анархо-коммунистами» — сжигал дома вместе с крестьянскими долговыми расписками (а те взамен прятали его).

Стал криминальным авторитетом бессарабского бандитского мира (современная Молдавия и Украина). Заработанное тратил на развлечения. Часть денег раздавал бедным, за что прослыл «Робин Гудом». Своим кумиром считал Дубровского, любил повторять:

Спокойно, я — Котовский

Был легко узнаваем из-за своей лысой головы. Вошел в историю парикмахерского дела: в СССР потом еще долго стригли «под Котовского».

В 1906, в 25, был приговорен к 12 годам каторги в Сибири. Бежал из зала суда, где был прикован наручниками к двум жандармам — схватив их за руки, вместе с ними выпрыгнул из окна второго этажа.

Я боролся за права бедных и против тирании
(из выступлений в суде)

Попадая в тюрьму, снова сбегал и собирал банды грабителей. Совершал налеты не только на помещичьи имения, но и на банки с казначействами.

Прекрасно говорит по-русски, румынски и еврейски, может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. В разговоре заметно заикается. Может разыгрывать настоящего джентльмена. Любит хорошо и изысканно питаться
(из секретной депеши жандармерии)

Приходится признать, что название «легендарный» им вполне заслужено. Живя по подложному паспорту, вполне равнодушно разгуливал по улицам Кишинева, занимал номер в самой фешенебельной гостинице
(«Одесские новости», 1916)

В 1916 был арестован и приговорен к повешению. Но сначала его казнь отложил генерал Брусилов (Котовский писал покаянные письма его жене, просил отправить на фронт). После февральской революции за него ходатайствовали министр Гучков и адмирал Колчак. Был освобожден по личному распоряжению Керенского, а свои кандалы продал с аукциона местному купцу.

После Октября сделал блестящую карьеру, став членом Реввоенсовета СССР, потом — членом исполкома.

Будучи командиром кавалерийского корпуса в Черкасской области, организовал предприятие по производству текстиля и хмеля, животноводческие фермы, арендовал сахарные заводы и построил мельницы. Для солдат в отставке построил сельхозкоммуну. Район размещения его корпуса называли Котовией.

Храбрейший среди скромных и скромнейший среди храбрых
(Сталин — о Котовском)

Был застрелен Мейером Зайдером по прозвищу «Майорчик» — бывшим помощником другого криминального одесского авторитета, Мишки Япончика. По одной из версий — тот отомстил за расстрел своего босса. На следствии Зайдер путался в показаниях. Через три года он вышел по УДО и был убит сторонниками Котовского.

Сразу после похорон тело Котовского положили в мавзолей в украинском Котовске (ныне — Подольске). Бальзамировал его тот же профессор, который за год до этого работал с телом Ленина.

Во время Великой Отечественной склеп уничтожили немцы, но останки сохранили местные жители. После оккупации тело хранили в цинковом гробу с небольшим окошком. В 2016 его вскрыли вандалы, повредив скелет.