Рубрики
Жизнь

Куратор Сергей Дорохов — о русском хорроре и темной стороне национального мифа

До 31 августа в галерее K35 проходит коллективная выставка «Русский хоррор: ритуал противоречий» — художественное исследование темной стороны национального воображения, где сталкиваются миф, страх, ирония и ритуал. «Сноб» поговорил с куратором проекта Сергеем Дороховым о том, чем «русский хоррор» отличается от западного, почему ритуал оказался в центре экспозиции и каким может быть визуальный язык страха.

Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»

Почему именно «ритуал» стал центральной темой выставки? Как это связано со страхом?

Ритуал во всех культурах — это, как правило, обряд или действие, подчеркивающее культурные особенности и традиции. Иногда они красивы, иногда — непонятны и странны, но в любом случае отражают ментальные коды народа. Наш культурный код тоже наполнен большим количеством ритуалов.

В экспозиции представлены художники, чей средний возраст — тридцать три–тридцать пять лет. Для них понятие «ритуал» чаще связано не с праздничным или красивым обрядом, а с похоронной службой. Как и все общество, они за этот временной отрезок пережили серьезные мировоззренческие изменения — как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Чем «русский хоррор» отличается от западного? Есть ли какие-то конкретные примеры?

Наш хоррор, безусловно, богаче на подвиды. Западный в большей степени опирается на чудовищ, привидений, монстров — в основе у него вымышленная страшилка. Русский хоррор строится на страхах реального мира: это постсоветская мрачная урбанистика, детские впечатления 90‑х, ассоциативные страхи, связанные с конкретными местами памяти, понятие бытового хоррора. Конечно, в фольклоре есть и свои вымышленные монстры. При этом наш хоррор часто насыщен иронией и метафоричностью, что придает ему особый оттенок.

Как вы отбирали художников? Вы искали определенный стиль, тему или атмосферу?

Для меня было важно показать многогранность чувств и образов мышления художников через одну тему. Многие авторы в своем творчестве сохраняют паттерны детства, кто-то осознанно исследует бесконечность природы мироздания, где новая жизнь соседствует со смертью, а кто-то иронизирует над самим понятием страха.Моя задача была показать разные прочтения темы, создав атмосферу размышления. Все участники работают с разными смысловыми контекстами, а в этом проекте сложились в единое целое, как симфонический оркестр. Моя роль — собрать его и добиться того, чтобы он зазвучал.

Можно ли сказать, что у страха есть свой визуальный язык?

Безусловно. Этот язык проявляется в разных медиумах изобразительного искусства. Более того, если взглянуть на историю искусств, в каждом периоде находился свой визуальный язык, созвучный духу времени.

Работы в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работы в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работы в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работы в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Александр Лемиш, из серии Love is sweet, 2025 год
Александр Лемиш, из серии Love is sweet, 2025 год
Евгения Войнар, «Следуй за радугой», 2023 год
Евгения Войнар, «Следуй за радугой», 2023 год
Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»
Работа в экспозиции выставки «Русский хоррор: ритуал противоречий»

Какая работа в экспозиции для вас самая тревожная?

Каждую кураторскую экскурсию я завершаю у работы Александра Лемиша. Это словно последний зависший кадр стрим‑трансляции или видеосъемки, которую что-то внезапно прервало. Визуальный язык этой работы удивительно точно передает дух современного искусства эпохи постинтернета.

Какие визуальные коды хоррора казались вам слишком прямолинейными для этой выставки?

В проекте понадобились и прямолинейные коды, и более сложные, многослойные. Ведь страх может быть как очевидным, так и скрытым. Каждый художник привнес в экспозицию частицу своего личного видения хоррора.

Беседовала Анастасия Хохрякова