9 августа — 80 лет со дня атомной бомбардировки Нагасаки, трагедии, которая изменила мир. Журналист Дмитрий Самойлов отправился в японский город, чтобы увидеть очаровательные старые трамваи, обугленные ворота храма, стоящие посреди нового района, и Музей атомной бомбы, в котором нет ни слова о том, кто именно сбросил на этот город «Толстяка».

Нагасаки — очаровательный японский город на острове Кюсю. Трамвайчики будто специально такие старые и уютные, чтобы создавать контраст, пробегая между зданиями торговых центров, на фоне колеса обозрения или бейсбольного стадиона.
С шестнадцатого века Нагасаки был самым европеизированным городом Японии, потому что только через этот порт велась торговля с Португалией, Испанией и Китаем. Так в Японии появился католицизм. Впрочем, император Хидзеси стал католиков гнать, отрезая им носы и уши, — так появилась легенда о двадцати шести нагасакских мучениках. Что интересно, в гонениях на католиков активно участвовали голландские протестанты — им тоже очень хотелось торговать с Японией. С девятнадцатого века в Нагасаки христиан и христианских храмов больше, чем синтоистов и их храмов, соответственно.
Николай Александрович Романов, также известный нам как император Николай II, побывал в Нагасаки в апреле 1891 года. Вопреки некоторым ошибочным представлениям, Нагасаки не был первым японским городом, который посетил будущий император — первым был Кагосима, но там ничего примечательного не произошло. А вот в Нагасаки Николай Александрович набил татуху на предплечье — черный дракон с желтыми рожками, зелеными лапками и красным брюхом.
Как в любом японском городе, в Нагасаки можно провести полдня, а можно — несколько недель. В обоих случаях будет чем заняться, и в обоих случаях не надоест. У вокзала можно сесть в трамвайчик и доехать до остановки, которая называется «Музей атомной бомбы». Почему-то музей не называется музеем атомной бомбардировки или, там, музеем вечной скорби. Просто Музей атомной бомбы — как будто он построен не в память о тысячах погибших, а чтобы увековечить память о гениальном научном достижении.

Экспозиция музея начинается с фрагментов католического собора, разрушенного в ходе бомбардировки 9 августа 1945 года. Это будто бы такой тонкий намек от японцев — вот, посмотрите, чего вы добились: разбомбили часть своей же культуры. Довольны? Дальше — поплавленные взрывом бутылки, обгоревшая одежда, покореженные металлоконструкции, фотографии жертв и разрушений. В финале — трехмерная карта мира с визуализированными ядерными потенциалами разных стран. У России, как мы видим, ракет больше всего. Конец экспозиции, выход, как водится, через сувенирную лавку. В Музее атомной бомбы в Нагасаки нет ни одного слова о том, кто и по какой причине сбросил эту бомбу на этот город. Учитывая, в какой зависимости Япония находится от США все 80 лет после войны, это легко объяснимо. Не будут же американцы сами себя клеймить в музее.
Просто Музей атомной бомбы.
Официальная позиция США относительно ядерных бомбардировок Японии все 80 лет остается неизменной — бомбы были сброшены, чтобы предотвратить сотни тысяч будущих жертв боестолкновений. Логика иезуитская, но это именно логика: здравый смысл, пусть и страшный, в этих соображениях имеется.
В Нагасаки вообще не должна была упасть атомная бомба.
Сколько неточностей в этом предложении.
Во-первых, атомная бомба не должна упасть вообще нигде и никогда. Во-вторых, она не атомная, а ядерная — так более корректно. В-третьих, она и не упала, а взорвалась на высоте 500 метров над городом. Но всего этого в Нагасаки произойти не должно было. Целью была Кокура — именно там находился арсенал императорской армии. Когда Чарльз Суини поднялся в воздух на бомбардировщике B-29, выяснилось, что у самолета барахлит бензонасос, а над Кокурой облачно. Времени и горючего, чтобы ждать, пока погода наладится, не было, и майор Суини зашел для бомбометания над Нагасаки. Какие-то военные объекты — артиллерийское производство — были и там.
Благодаря горному хребту, разделяющему город на две части, взрыв был несколько сглажен: одномоментно людей погибло меньше, чем тремя днями ранее в Хиросиме. Тысяч тридцать. Сколько умерло от последствий бомбардировки, точно неизвестно до сих пор. Город был разрушен, нация — подавлена, страна — побеждена.
События 9-го августа для Японии не ограничились бомбардировкой Нагасаки. Дело в том, что два дня после того, как бомба была сброшена на Хиросиму, император и правительство думали, что благодаря переговорам с Советским Союзом удастся выторговать условия мира более выгодные, чем безоговорочная капитуляция. Но 9-го числа над Нагасаки разорвалась бомба «Толстяк», эквивалентная двадцати тысячам тонн тротила, а Советский Союз начал Маньчжурскую операцию, объявив Японии войну.

В последние несколько месяцев в Японии намечается политический кризис, связанный с распадом правительственной коалиции в парламенте и потенциальным приходом к власти правых популистов, поэтому сейчас непонятно, каким будет официальное заявление, посвященное годовщине окончания войны в этом году. Дело в том, что обычно 15 августа, в день капитуляции, японцы извиняются и заверяют мир, что сделают все возможное, чтоб случившееся 80 лет назад не повторилось.
Соединенные Штаты Америки не извиняются никогда.
А Нагасаки отстроили заново — это японцы сумели сделать виртуозно в рамках своего экономического и технологического чуда. В Нагасаки был синтоистский храм Санно-Дзиндзя — эпицентр взрыва находился в 800 метрах от него. Вход в храм всегда обозначен воротами — два столба и выгнутая перемычка сверху, это традиционный японский образ. Разрушилось все вокруг, но один столб устоял и стоит до сих пор. Вокруг этого столба уже выстроили новый жилой район со всей насыщенной японской инфраструктурой. И рядом со столбом есть камфорное дерево, пережившее бомбардировку.
С конца шестидесятых оно, хоть и обугленное, регулярно дает живые отростки.