Астронавт NASA Николь Айерс (Nichole Ayers) 3 июля 2025 года с борта МКС сделала уникальный снимок редкого атмосферного явления — гигантского джета. Изначально предполагалось, что на фотографии запечатлён спрайт — электрический разряд холодной плазмы в верхних слоях атмосферы, которые регистрируются относительно часто. Однако специалисты NASA позже подтвердили: Айерс удалось сфотографировать куда более редкое и впечатляющее явление — гигантский джет.
Гигантские джеты представляют собой мощные электрические разряды, которые устремляются от вершины грозового облака вверх, в верхние слои атмосферы, иногда достигая высоты до 100 километров. Они формируются, когда турбулентные условия на вершинах мощных кучево-дождевых облаков позволяют молнии не уходить в землю, а пробиваться вверх, создавая своеобразный электрический мост между облаками на высоте примерно 20 километров и верхней атмосферой. Эти разряды переносят значительный электрический заряд и представляют собой один из наиболее редких типов транзиентных светящихся событий (ТЛЕ), встречающихся в природе исключительно редко.

Источник: NASA
Гораздо чаще над грозовыми фронтами фиксируются спрайты — это короткие, красные или оранжевые вспышки в мезосфере, обычно на высоте около 80 километров над землёй. В отличие от джетов, спрайты возникают после особо мощных ударов молний и формируются значительно выше — они могут принимать самые разные формы, простираясь на десятки километров. Спрайты не связаны непосредственно с вершинами грозовых облаков, а выглядят как красноватое свечение сложной структуры.
Кроме спрайтов и гигантских джетов в верхних слоях атмосферы наблюдаются и другие кратковременные световые явления, такие как гало и ELVE (Emissions of Light and Very Low Frequency perturbations due to Electromagnetic Pulse Sources) — излучения, сопровождающиеся очень низкочастотными электромагнитными возмущениями. Все эти феномены относятся событиям, которые зачастую остаются незаметными при наблюдении с поверхности земли, но могут быть зафиксированы с орбиты или с борта самолётов. Эти данные помогут учёным глубже понять сложные электрические процессы, происходящие в атмосфере Земли, и изучить редкие проявления грозовой активности на планете.