Рубрики
Жизнь

Воздушный ренессанс: почему второе пришествие дирижаблей — не фантастика

Пока Илон Маск стремится к Марсу, на Земле назревает своя технологическая революция: ренессанс воздухоплавания. Забытые дирижабли возвращаются в виде летающих городов и эко-транспорта — пока в формате теоретических изысканий, но все не так фантастично, как кажется. По просьбе «Сноба» архитектор Алексей Агарков рассказал, как инженеры XXI века переосмысляют идеи Циолковского и авангардистов.

Алексей Агарков
Алексей Агарков

Архитектура, свободная от земли

Современные архитекторы видят в принципе «легче воздуха» не ретро-романтику, а практический ответ на главные вызовы XXI века: перенаселение, экологический кризис и потребность в мобильности. Вместо энергозатратной борьбы с гравитацией, которую ведет современная авиация, они предлагают использовать небо как гармоничную среду для жизни.

Эта идея уже обретает форму в конкретных проектах. Норвежская студия Framlab в концепции Oversky предлагает создавать парящие модульные структуры прямо над улицами мегаполисов. Такие кластеры могут служить дополнительным жильем или общественными пространствами, а их светоотражающие поверхности способны снижать эффект «теплового острова», защищая город от перегрева.

Концепция парящих модульных структур Oversky
Концепция парящих модульных структур Oversky

Проект CLOUD CITY от Clouds Architecture Office решает другую острую проблему — последствия стихийных бедствий. Это концепт надувных домов, которые можно быстро развернуть в пострадавших районах. Оснащенные солнечными панелями и системами сбора воды, они обеспечат жителей автономным и достойным временным жильем — без необходимости покидать родные места.

Иногда технологии воздухоплавания становятся частью искусства, как в интерактивной инсталляции «Lighter than Air» в Бостоне. Там гелиевые метеозонды создавали изменчивую среду, которая реагировала на ветер и движение людей, превращая привычное пространство в волшебное. Этот проект не утилитарен, да и два других пока далеки от практического воплощения, но их задача — менять наше восприятие, показывать, что небо — это не пустота, а новое измерение для творчества и жизни.

Проект CLOUD CITY 
Проект CLOUD CITY 

Но если эта технология так фантастична, почему мы до сих пор прикованы к земле?

Тень «Гинденбурга»: как одна катастрофа остановила прогресс

Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» в полете над Москвой, 1937 год
Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» в полете над Москвой, 1937 год

«Золотой век» дирижаблей пришелся на период между двумя мировыми войнами. Огромные сигарообразные гиганты были тогда вершиной инженерной мысли: они исследовали Арктику, доставляли почту и пассажиров через Атлантику с комфортом, недоступным тогда самолетам. Казалось, ничто не предвещало беды — он был безопасен.

Футуристический проект Циолковского, хоть и остался на бумаге, вдохновил архитекторов-авангардистов. «Летающий город» Георгия Крутикова и дипломный проект Ивана Леонидова — это гимны парящим кораблям. Для них дирижабль был символом нового общества, свободного от ограничений, которые накладывали тогдашние самолеты. Однако все рухнуло в один день.

Константин Эдуардович Циолковский в своей мастерской в Калуге с макетами своего дирижабля
Константин Эдуардович Циолковский в своей мастерской в Калуге с макетами своего дирижабля

6 мая 1937 года при посадке на базе ВМС в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси, флагман немецкого воздухоплавания, 245-метровый дирижабль «Гинденбург», вспыхнул и за 34 секунды рухнул на землю. Катастрофа, унесшая жизни 36 человек, была заснята на кинопленку и транслировалась в радиоэфире. Жуткие кадры и душераздирающий репортаж Герберта Моррисона (“Oh, the humanity!”) сделали воздухоплаванию мощнейшую антирекламу. Мир увидел, насколько опасен легковоспламеняющийся водород, которым наполняли оболочки цеппелинов. Эпоха дирижаблей закончилась, уступив небо самолетам.

Горящий дирижабль LZ 129 «Гинденбург»
Горящий дирижабль LZ 129 «Гинденбург»

Ирония в том, что безопасная альтернатива уже существовала. За сорок лет до катастрофы русский ученый Константин Циолковский предложил проект цельнометаллического дирижабля. Его аппарат должен был наполняться не взрывоопасным водородом, а инертным и безопасным горячим воздухом. Дирижабль Циолковского был колоссален — в несколько раз больше «Гинденбурга». Но его реализации помешали главные границы — как физические, так и социальные.

Вечная мечта: от мифа до первых воздухоплавателей

Открытка<b> </b>начала 20-го века, на которой изображены модные путешествия в 2012 году
Открытка начала 20-го века, на которой изображены модные путешествия в 2012 году

Стремление в небо заложено в культурный код человечества: это и древнегреческий миф об Икаре, и персидские сказки о коврах-самолетах, и индийские эпосы о летающих колесницах-виманах. В русской культуре идея воздухоплавания переплеталась с образом Вознесения и радикальными теориями космистов, которые видели в такой технике инструмент для преодоления земной и телесной природы.

Легенды постепенно становились былью. Историки до сих пор спорят о подлинности рукописей, описывающих полет Никитки Крякутного на самодельных крыльях с колокольни в 1731 году (именно этот полумифический эпизод реконструировал Андрей Тарковский в «Андрее Рублеве»). Но уже в начале XIX века небо над Москвой и Петербургом достоверно покорилось человеку. Французские пионеры воздухоплавания Андре-Жак Гарнерен и Этьен-Гаспар Робертсон совершали десятки полетов, за солидную плату предлагая состоятельным пассажирам многочасовые круизы. Приземляясь в случайных деревнях, они вызывали у крестьян суеверный ужас: те принимали гигантские шары за неведомых зверей, спустившихся с небес.

Сегодня, глядя на концепты парящих городов, мы видим, как вековая мечта соединяется с технологиями XXI века. Новые материалы, искусственный интеллект для управления и возобновляемые источники энергии позволяют вернуться к идее воздухоплавания на принципиально новом уровне. Пройдет время, прежде чем летающая архитектура станет обыденностью, но работа по методичному насыщению этой идеи техническими и гуманитарными смыслами уже идет.

И постепенно меняет наше представление о границах возможного.

Автор: Алексей Агарков, архитектор DO Buro, куратор воркшопа «Легче воздуха. Архитектура впечатлений» в рамках фестиваля «Открытый город»