Рубрики
Жизнь

«Сны Пушкина»: репортаж из закулисья цирка

В Москве продолжаются показы шоу «Сны Пушкина». Создатели называют его инновационным, экспериментальным, созданным в формате нового цирка. В основе постановки — сказки великого поэта и история его жизни. Корреспондент «Сноба» Александр Юдин окунулся в закулисье.

Сцены из шоу «Сны Пушкина»
Сцены из шоу «Сны Пушкина»

Цирковая арена никогда не пустует

Никому в России не нужно объяснять, кто такой Пушкин: его стихи и сказки знакомы с детства. В Москве поэта решили «прочитать» заново — языком трюка, музыки и юмора. Уже несколько месяцев в Универсальном спортивном зале «Дружба» в Лужниках идёт шоу «Сны Пушкина» — масштабный эксперимент на стыке цирка и театра, где привычные жанры переплавлены в единое зрелищное действо.

Зал встречает стойким запахом попкорна — без него сложно представить любое детское представление сегодня (особенно когда оно длится почти три часа — с антрактом в 20 минут). Арена кажется пустой. Но ненадолго. Вот трое парней спортивного телосложения выкатывают матрасы и в диалогах начинают прогонять номер с сальто. Параллельно с этим в центр зала выходит команда техников: они осматривают все золотые кольца, подвешенные к потолку (проверить все снаряды воздушных гимнастов перед концертом — дело почти ритуальное). Несколько мгновений — и обручи поднимаются, исчезая в темноте. С левой стороны манежа — конструкция золотистого цвета: это пьедестал, на котором ещё недавно оттачивала равновесие эквилибристка. Цирковая арена никогда не пустует.

Рядом со сценой площадью 700 квадратных метров, которая в зависимости от проекции становится то кабинетом Пушкина, то Лукоморьем, то подводным царством, стоит ещё одна — в виде высокого белого стула. Эта площадка одного артиста.

Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Арена цирка перед шоу 
Арена цирка перед шоу 

Анна Март разрешает называть себя «человек-оркестр». В роли няни Пушкина она отвечает за музыкальную часть, а ещё обыгрывает всё, что происходит на сцене: она, будто крошечная Алиса, лавирует по периметру огромного стула, используя деревянные ложки, шейкеры, вятские свистульки, гармошку, варган и даже контроллер Ableton Push.

«Когда музыкант играет на одном инструменте, в этом нет ничего удивительного, но когда играешь на всём и сразу — это элемент чуда, — рассказывает Март. — А цирк ведь всегда про чудо. И я не просто играю, я наблюдаю. Цирк — живой организм, всегда бывают непредвиденные моменты. Например, жонглёр не смог с первого раза поймать все кольца, и я должна быть с ним в коннекте».

На Анне — высокий красный кокошник, платье такого же цвета, высокие шнурованные сапоги, которые перекликаются с алыми акцентами костюма. На щеках — румяна, как у матрёшки. Грим спасает её от ощущения рутины (как-никак, представление идёт с мая по сентябрь, и ребята выступают несколько дней в неделю).

«Сначала у меня были кружочки, — рассказывает девушка, — но со временем мы с гримёрами решили разбавить образ сердечками или молниями. Так я ощущаю обновление. Сердечки — значит, сегодня влюбчивое настроение, молнии — значит, сегодня злая, а когда звёздочки нарисованы — настроение “звёздное”».

Клоун, которого (неожиданно) боятся все

В гримёрке — нескончаемый поток людей. Каждый подходит сюда за одним и тем же и к своему времени, лишь пять женщин не выходят из небольшой комнаты. Они, изредка перебрасываясь короткими фразами с артистами, рисуют грим. У столиков с зеркалом и подсветкой висят фотографии героев шоу — это визуальные подсказки, впрочем, которыми гримёры не пользуются (говорят, всё запомнили уже на второй день выступлений).

— Как же вы не путаете все эти образы? — спрашиваю. — Так же, как и артисты не путаются в тексте, — улыбается Юля, одна из гримёров (всего на проекте их 20, по пять человек на каждый спектакль). — А сколько человек у вас бывает за смену? — продолжаю интересоваться. — Ой, я и не считала…

Смена у гримёров начинается за 2,5 часа до спектакля, ещё они помогают артистам быстро смыть грим. На стене, закреплённый скотчем, висит график — три распечатанных листа А4. За каждым гримёром закреплены персонажи, но бывает, что артисты садятся к тому, у кого сейчас свободные руки. Часто требуется перегрим — кто-то играет сразу по 3–4 роли. Так, девичий ансамбль должен вовремя прийти в гримцех, чтобы сначала их накрасили в листья (во время плетения кос), в антракте у девочек перегрим в морских коньков, после эпизода с Золотой рыбкой артистки прибегают гримироваться в созвездия.

Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»
Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»
Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»
Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»
Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»
Работа гримёров шоу «Сны Пушкина»

Пока общаемся с Юлей, в комнату заходит рослый мужчина и медленно проходит к одному из столиков, где его уже ждут. На голове у него накладная лысина, с которой якобы свешиваются остатки некогда длинных волос. Лицо у мужчины белое, даже бледное, как и линза в левом глазу. Голый рельефный торс украшает множество татуировок, среди которых ярко выделяются огромные акулы по обе стороны груди, которые «целуются» носом. Можно подумать, сегодня покажут самое настоящее хоррор-шоу с клоуном Артом. И отчасти это правда, ведь Анатолий Окулов (более известный как «Акула», на что как бы намекают татуировки) — трюковой клоун, в спектакле он играет Злодейство, главного антагониста.

«Акула» умеет смешить зрителей и, главное, удивлять (например, той же эквилибристикой, а один из его коронных номеров — ловить апельсины зажатой во рту вилкой). Порванный пресс, убитые колени, вывихи, переломы — норма в его работе. В феврале Анатолий выступал с моноспектаклем «Дом дурака», с чем ему помогала супруга, артистка балета и воздушная гимнастка. Во время подготовки один сотрудник нарушил технику безопасности — снял грузы, и 10-метровая труба сорвалась прямо на их головы. Анатолий успел оттолкнуть жену, приняв удар в плечо.

«У нас в цирке говорят: если ты проснулся утром и у тебя ничего не болит — значит, ты мёртв», — смеётся он. Окулов учился на хирурга и признаётся, что не зря — иногда лечит себя сам. На мой вопрос, чем будет удивлять зрителей во «Снах Пушкина», Окулов ответил, что здесь он раскрывается как драматический актёр.

«Цирк и клоунада стали для меня скучной историей, — признаётся Анатолий. — Люблю в своё тело запускать обновление, а в цирке ты костенеешь: есть у тебя 5–6 реприз — и работаешь так по 40–50 лет. Хочется быть чуть больше, чем цирк. Я как актёр люблю перевоплощаться. Играть положительную роль несложно, а вот у злодеев есть трагедия, есть пластика — что-то такое, что не может не цеплять зрительский глаз. Говорят, я по-новому здесь раскрылся… Да просто не было возможности сыграть драматическую роль и кайфануть».

Его персонаж — олицетворение всего, с чем боролся Пушкин. Метафора воплотилась и в облике злодея: горбатый, пузатый, похожий на Кощея старик, который прихрамывает из-за скованной ноги и говорит скрипучим голосом.

«Нужно уметь чувствовать зал. Чем тише говоришь, тем увереннее тебя человек слушает, — рассказывает актёр. — Позиция силы — это не когда ты громко орёшь или психуешь, а когда ты умеешь голосом собирать зрителей, затягивать их в свою воронку… и потом — БАМ! Вот настоящая магия».

Анатолий хорошо вжился в роль и не выходит из образа даже за кулисами (поэтому к нему никто не подходит — боятся). Окулову пришлось даже немного «подужаться» в своей игре — для некоторых детей образ получился уж слишком страшным. Позже, когда началось представление, мальчик, сидевший рядом со мной, только завидев Злодейство, забеспокоился. Отец принялся его успокаивать: «Не бойся! Пусть он только тронет тебя — папа сразу втащит ему!» Для самих организаторов подобная реакция юных зрителей была неожиданностью. Тем не менее, сам Окулов уверен: нельзя недооценивать детскую аудиторию.

«Здесь 70 % зрителей — взрослые, и 30 % — дети (из них ещё 10 % — совсем маленькие). Надо подтягивать за собой взрослых, при этом не надо делать из детей дураков, — говорит “Акула”. — Они гораздо умнее, чем мы предполагаем. Взрослые осмысливают спектакль из своего опыта. Ребёнок не думает — он тонко чувствует и воспринимает спектакль таким, какой он есть».

Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»
Закулисье шоу «Сны Пушкина»

Пушкин, который объединяет

До представления остаётся меньше часа. По всей раздевалке около гримцеха развешаны разноцветные костюмы: созвездия, игральные карты, черти, скелеты, невиданные звери и многие другие. Всего их более двухсот — художник по костюмам, номинант на «Золотую Маску», Вадим Воля рассказывает, что вдохновлялся традиционным русским лубком. На кресле-груше расположилась Аня — она пришивает короткий плащ фиолетового цвета к костюму скелета, чтобы он не задирался во время прыжков акробата. Около сцены дежурят три костюмера (Аня — одна из них), и ещё двое — на втором этаже. Иногда у артистов ровно 50 секунд, чтобы переодеться, поэтому девушки спешат им на помощь.

Всего в постановке более 60 артистов: лауреаты международных фестивалей, заслуженные мастера спорта, чемпионы России и мира. Лучшие из лучших. И да, «Сны Пушкина» — это цирк без животных. Впервые в цирковом шоу ключевым элементом становится театрализация: не последовательный набор номеров, а драматическое действо на языке трюка. Организаторы уверяют, что за счёт этого проект открыл новую страницу в истории отечественного цирка, и зрители уже это оценили — за два месяца шоу посетили более 50 тысяч человек.

В основе постановки — известные сказки Пушкина: «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке». Поэт становится и проводником, и героем этих фантазийных миров, где оживают Лукоморье, остров Буян и подводные дворцы. При этом в центре сюжета — судьба Александра Сергеевича, показанная через призму его снов и творчества. Всего в шоу 20 оригинальных номеров, в которых классические цирковые жанры сочетаются с брейкингом и акробатическим рок-н-роллом. За юмор здесь отвечают ребята из клоунского трио «Без носков» — Константин Копейкин, Артём Бабинов и Максим Карпов, широко известные не только в России, но и за её пределами. Клоуны примерили на себя образы Пера, Чернильницы и Бумаги.

Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцены из шоу «Сказки Пушкина»
Сцены из шоу «Сказки Пушкина»

В антракте ищу кого-нибудь из зрителей, чтобы узнать их впечатления. Приставать к тем, кто в очереди за попкорном, не решаюсь, поэтому обхожу зал, краем уха прислушиваясь к живым обсуждениям. Вот две женщины лет сорока тихонько переговариваются между собой, рядом с ними трое детей — мальчик и две девочки (как оказалось, у одной из них, Кати, сегодня день рождения).

— Мне понравился воздушный гимнаст! — говорит Катя. — Как он на зубах держался.

Маленькая Катя имеет в виду номер Олега Спигина, эквилибриста, который, повиснув в воздухе на штейн-трапе, делает стойку на зубах. Ольга, мама Кати, оценила идею всей постановки.

— Пушкин из моего детства, — добавляет женщина. — Мы, взрослые, его сказки знаем. И они (показывает на Катю и её друзей) тоже. Он, можно сказать, нас объединяет.

Марина, администратор труппы, рассказывает, что идея сделать спектакль о Пушкине возникла ещё в прошлом году, когда исполнилось 225 лет со дня рождения поэта. Правда, тогда «попасть в обойму не получилось» — но, как показала практика, на Пушкина спрос есть и будет всегда.

«Слишком много переменных, из-за которых что-то может пойти не так»

— Красивое шоу, красивые актёры… А какие у нас мальчики! — восторгается администратор Марина. — Такие все накаченные. Смотрю и думаю про себя: Господи, почему мне 62!

Марина имеет в виду акробатов — их во «Снах Пушкина» целая бригада. Дети с интересом наблюдают за тем, как спортсмены, синхронно прыгая на батутах, делают двойные и тройные сальто. Когда же на сцену выходят воздушные гимнасты, атмосфера меняется — взрослые не скрывают волнения. Кто-то шепчет: «Без страховки», а гимнасты будто играют с этим напряжением.

Вот Артём Михайлов выходит на манеж — он исполняет роль Руслана, главного героя пушкинской поэмы. В своей красной кольчуге он готовится вступить в бой с Черномором — надувной фигурой, с которой свисают канаты (борода Черномора). Канаты новые, на них почти никто не работал. И уж точно во всём мире, по словам организаторов, ещё никто не отстёгивал их во время силового трюка в воздухе (множественный кор-де-парель — так называется снаряд, с которым работает Артём).

Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»
Сцена из шоу «Сказки Пушкина»

— Бывает, канаты отстёгиваются так, что карабины и железки прилетают в голову. Бывает, ноги запутываются, — рассказывает Артём. — Слишком много переменных, из-за которых что-то может пойти не так. С одним канатом проще, чем с множеством — потому что невозможно контролировать каждый из них. Приходится импровизировать, чтобы выполнить элемент, не выходя из образа (поэтому каждое шоу уникальное), лишь бы зритель не заметил.

Цирк — постоянная импровизация. Канаты у воздушного гимнаста вдруг ведут себя как живые: спутываются, бьют по предплечью, тянут в сторону (в эту долю секунды артист принимает не одно, а серию решений: отпустить раньше? А может, взять выше?), у акробатов — рассинхрон в прыжках (и тогда каждый старается выровнять траекторию), жонглёр не ловит последний мяч (и специально пинает его ногой, чтобы подхватить — будто так и задумано). Зритель смотрит шоу, но не видит борьбу с непредвиденным.

Артём выпустился из училища циркового и эстрадного искусства, и в первую очередь он — акробат, а уже потом воздушный гимнаст (Артём также кандидат в мастера спорта по акробатической дорожке). Мы общаемся, пока Артёму рисуют бороду: его чёрная свободная футболка скрывает рельефное тело со множеством синяков и шрамов — и это только внешние травмы.

— Летят все суставы и связки, — рассказывает Артём. — Очень помогают тейпы при растяжении. Рекомендую, кстати, вам к ним присмотреться. Я уже всякие мази перепробовал, а тейпы — прям спасение.

Артём регулярно занимается спортом — нужно поддерживать форму, чтобы выдерживать такую нагрузку. Гимнаст подробно описывает свой распорядок занятий: растяжка, силовые, акробатика. В этот момент к нам подходит «Акула», слушавший весь монолог, и протягивает Артёму вейп с фразой:

— Держи, ты ж просил.

Гимнаст засмеялся.

Тем временем его грим готов — гротескный контраст с его улыбкой: широкой, почти мальчишеской. Волосы аккуратно зачесаны, взгляд искрится азартом. Сейчас он — простой парень, который готовится к роли.

— Удачи на выступлении сегодня, — обращаюсь к Артёму под конец беседы. — Знаешь, у нас в цирке принято желать: ни пуха ни пера. Это традиция, этикет. Как студентам перед экзаменами — им тоже желают: ни пуха ни пера. Примета рабочая. — Что ж, ни пуха ни пера! — говорю. — К чёрту! — произносит на выдохе Артём.

Автор: Александр Юдин