Рубрики
Жизнь

Лучшие короткометражные фильмы — подборка «Сноба»

С 24 по 31 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit worldwide shortsfestival. В программе — более 70 короткометражных фильмов. Автор «Сноба» Александр Юдин составил список картин, на которые стоит обратить внимание.

«Хребет»

Режиссер Кристина Панова 

Кадр из фильма «Хребет»
Кадр из фильма «Хребет»

Семён ежедневно досыпает в электричке, несущей его на работу — он тюремный врач. В тюрьме он натягивает халат, но каждый раз хочет поскорее избавиться от рутинных осмотров заключённых и вернуться домой. Однажды по пути на работу он знакомится с матерью умершего заключённого. Семён знает, что заключённый умер из-за того, что его избили надзиратели, — он видел это своими глазами. У врача выбор: проявить человечность, сказав правду, или остаться равнодушным, как та среда, внутри которой он существует.

Тюремная драма «Хребет» — дипломная работа Кристины Пановой, выпускницы МШК. Эта 15-минутная история экзистенциальных мучений тюремного врача уже выиграла на фестивале «Маяк». Режиссёр признаётся, что её всегда интересовал конфликт между моральными ценностями и социальными нормами.

«Марина»

Режиссер Анастасия Калеушева

Кадр из фильма «Марина»
Кадр из фильма «Марина»

В кино о людях с особенностями развития легко уйти в сентиментализм, из-за чего герои кажутся слабее, чем они есть на самом деле. Анастасии Калеушевой удалось избежать этой ловушки: её документальный проект «Марина» — история 20-летней девушки с синдромом Дауна, у которой есть мечты, сомнения и непростые чувства. Марина Маштакова хочет стать актрисой — она играет в театральном кружке и уже успела выступить в роли Сони по пьесе Чехова «Дядя Ваня» и принцессы Луизы по пьесе Евгения Шварца.

Вместе с тем Марина переживает и личные драмы: когда-то она была влюблена в Федю, но он выбрал другую, а теперь рядом с ней Ваня, с которым она мечтает о свадьбе и первом сексе.

Когда на занятии по стихосложению ребята с особенностями развития изучают верлибр, Федя читает строки благодарности Марине, и в этот момент на неё накатывают смешанные чувства. Рядом сидит Ваня, в которого она влюблена, но память о прежних переживаниях всё ещё жива. Камера ловит смущённый взгляд прямо в объектив, и в эти секунды зритель забывает об условности кино — остаётся только настоящая жизнь.

«Привет, это я»

Режиссер Виктория Белякова

Кадр из фильма «Привет, это я»
Кадр из фильма «Привет, это я»

Трогательная история маленькой и случайной любви в большом городе, где такие чувства, кажется, уже невозможны. Кира пытается наладить личную жизнь своей дочери, у которой тугоухость, и от её имени регистрируется в дейтинг-приложении. Вскоре она знакомится с фотографом, но неожиданно их лёгкие беседы перерастают в глубокую эмоциональную связь: они обсуждают, где купить самый вкусный марципан, философствуют, почему стоит прислушиваться к паузам между слов, мечтают, в эпоху какого писателя могли бы жить (главное — со стиральной машиной). Но Кира ещё не осознала, что в своих намерениях она теряет грань между собственным представлением о хорошем и истинными желаниями дочери.

Фильм «Привет, это я», снятый по итогам инклюзивного проекта с участием актёров с особенностями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, получил гран-при V Международного Городецкого кинофестиваля им. св. Александра Невского.

«хз чд»

Режиссер Виктор Прокофьев

Кадр из фильма «хз чд»
Кадр из фильма «хз чд»

Пётр приходит на вечеринку, чтобы проводить своего друга Вову, с которым когда-то учился на океанолога. Пока один успел взять академ, другой уже собирается на работу в Китай. На шумной вписке мелькают незнакомые лица, и реальность кажется почти театральной: праздник, где все притворяются, что ничего не меняется, хотя прежняя жизнь уже трещит по швам.

Ключевой диалог героев — «И чё теперь?» — «Я хз» — звучит как признание в бессилии перед будущим. По сути, фильм не имеет сюжета — вместо этого Прокофьев выстраивает драматургию из деталей: случайных лиц, недосказанностей, лёгкой иронии. Но за этой кажущейся лёгкостью проступает ощущение бездны, в которую герой заглядывает — и отвести взгляд уже невозможно.

«Блуждающая боль»

Режиссер Женя Горда

Кадр из мультфильма «Блуждающая боль»
Кадр из мультфильма «Блуждающая боль»

Кто мог подумать, что 7-минутная документальная анимация вместит в себя глубокое исследование того, как травмы войны формируют судьбы людей. Но у Жени Горда, выпускницы Высшей школы журналистики ТГУ, это получилось. Фильм строится вокруг воспоминаний режиссёра о первом (и единственном) откровенном разговоре с отцом, который был участником обеих чеченских кампаний. Вскоре после этой беседы отец исчезает бесследно и безвозвратно, поэтому автор крепко держится за этот короткий промежуток времени и буквально по крупицам восстанавливает историю близкого человека, который рано ушёл на фронт, чтобы не привязаться к только что родившейся дочери.

Документальный формат позволяет зрителю не только увидеть последствия той войны, но и почувствовать их на уровне личных переживаний и эмоций.

Подготовил Александр Юдин