С 24 по 31 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль короткометражных фильмов shnit worldwide shortsfestival. В программе — более 70 короткометражных фильмов. Автор «Сноба» Александр Юдин составил список картин, на которые стоит обратить внимание.
«Хребет»
Режиссер Кристина Панова

Семён ежедневно досыпает в электричке, несущей его на работу — он тюремный врач. В тюрьме он натягивает халат, но каждый раз хочет поскорее избавиться от рутинных осмотров заключённых и вернуться домой. Однажды по пути на работу он знакомится с матерью умершего заключённого. Семён знает, что заключённый умер из-за того, что его избили надзиратели, — он видел это своими глазами. У врача выбор: проявить человечность, сказав правду, или остаться равнодушным, как та среда, внутри которой он существует.
Тюремная драма «Хребет» — дипломная работа Кристины Пановой, выпускницы МШК. Эта 15-минутная история экзистенциальных мучений тюремного врача уже выиграла на фестивале «Маяк». Режиссёр признаётся, что её всегда интересовал конфликт между моральными ценностями и социальными нормами.
«Марина»
Режиссер Анастасия Калеушева

В кино о людях с особенностями развития легко уйти в сентиментализм, из-за чего герои кажутся слабее, чем они есть на самом деле. Анастасии Калеушевой удалось избежать этой ловушки: её документальный проект «Марина» — история 20-летней девушки с синдромом Дауна, у которой есть мечты, сомнения и непростые чувства. Марина Маштакова хочет стать актрисой — она играет в театральном кружке и уже успела выступить в роли Сони по пьесе Чехова «Дядя Ваня» и принцессы Луизы по пьесе Евгения Шварца.
Вместе с тем Марина переживает и личные драмы: когда-то она была влюблена в Федю, но он выбрал другую, а теперь рядом с ней Ваня, с которым она мечтает о свадьбе и первом сексе.
Когда на занятии по стихосложению ребята с особенностями развития изучают верлибр, Федя читает строки благодарности Марине, и в этот момент на неё накатывают смешанные чувства. Рядом сидит Ваня, в которого она влюблена, но память о прежних переживаниях всё ещё жива. Камера ловит смущённый взгляд прямо в объектив, и в эти секунды зритель забывает об условности кино — остаётся только настоящая жизнь.
«Привет, это я»
Режиссер Виктория Белякова

Трогательная история маленькой и случайной любви в большом городе, где такие чувства, кажется, уже невозможны. Кира пытается наладить личную жизнь своей дочери, у которой тугоухость, и от её имени регистрируется в дейтинг-приложении. Вскоре она знакомится с фотографом, но неожиданно их лёгкие беседы перерастают в глубокую эмоциональную связь: они обсуждают, где купить самый вкусный марципан, философствуют, почему стоит прислушиваться к паузам между слов, мечтают, в эпоху какого писателя могли бы жить (главное — со стиральной машиной). Но Кира ещё не осознала, что в своих намерениях она теряет грань между собственным представлением о хорошем и истинными желаниями дочери.
Фильм «Привет, это я», снятый по итогам инклюзивного проекта с участием актёров с особенностями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, получил гран-при V Международного Городецкого кинофестиваля им. св. Александра Невского.
«хз чд»
Режиссер Виктор Прокофьев

Пётр приходит на вечеринку, чтобы проводить своего друга Вову, с которым когда-то учился на океанолога. Пока один успел взять академ, другой уже собирается на работу в Китай. На шумной вписке мелькают незнакомые лица, и реальность кажется почти театральной: праздник, где все притворяются, что ничего не меняется, хотя прежняя жизнь уже трещит по швам.
Ключевой диалог героев — «И чё теперь?» — «Я хз» — звучит как признание в бессилии перед будущим. По сути, фильм не имеет сюжета — вместо этого Прокофьев выстраивает драматургию из деталей: случайных лиц, недосказанностей, лёгкой иронии. Но за этой кажущейся лёгкостью проступает ощущение бездны, в которую герой заглядывает — и отвести взгляд уже невозможно.
«Блуждающая боль»
Режиссер Женя Горда

Кто мог подумать, что 7-минутная документальная анимация вместит в себя глубокое исследование того, как травмы войны формируют судьбы людей. Но у Жени Горда, выпускницы Высшей школы журналистики ТГУ, это получилось. Фильм строится вокруг воспоминаний режиссёра о первом (и единственном) откровенном разговоре с отцом, который был участником обеих чеченских кампаний. Вскоре после этой беседы отец исчезает бесследно и безвозвратно, поэтому автор крепко держится за этот короткий промежуток времени и буквально по крупицам восстанавливает историю близкого человека, который рано ушёл на фронт, чтобы не привязаться к только что родившейся дочери.
Документальный формат позволяет зрителю не только увидеть последствия той войны, но и почувствовать их на уровне личных переживаний и эмоций.
Подготовил Александр Юдин