В российский прокат вышел фильм открытия 78-го Каннского кинофестиваля «Рецепт счастья» — комедийная драма с элементами мюзикла, действие которой разворачивается по большей части на ресторанной кухне. Кинокритик Ксения Балюк рассказывает об этом и других фильмах, где приготовление еды служит фоном для раскрытия характеров героев.
«Рецепт счастья»
Режиссёр Амели Боннен

Шеф-повар Сесиль (Жюльет Армане) готовится к триумфу — вот-вот запустится её собственный ресторан высокой кухни в Париже, к открытию которого она шла долгие годы. За пару недель до момента X планы резко меняются: приходит весть об уже третьем сердечном приступе отца, а это значит, что надо ехать в родной городок, чтобы проведать больного. Однако по прибытии девушка обнаруживает отца не в больнице, а на кухне семейной забегаловки. Что остаётся делать? Помогать!
С «Рецептом любви» Амели Боннен удалось провернуть практически невозможное: её фильм стал первым в истории открытия Каннского кинофестиваля, снятым дебютанткой. Стоит при этом обозначить, что риск при выборе подобной картины минимален: это лёгкое, милое кино, изобилующее музыкальными хитами — предельно безопасный вариант, чтобы угодить всем. В главной роли — певица Жюльет Армане, которой доверили исполнить песню Джона Леннона на церемонии открытия Олимпийских игр в Париже в 2024 году. Вот уж точно беспроигрышный ход.
«Рецепт любви»
Режиссёр Чан Ань Хунг

Франция, конец XIX века. Дом гурмана и кулинара Додена (Бенуа Мажимель) славится изысканными приёмами. Попасть к нему на ужин — честь. Заведует кухней одарённая Эжени (Жюльет Бинош), которая уже 20 лет создаёт волшебные гастрономические сочетания, впечатляющие дегустаторов со всего мира. Секрет гармонии Додена и Эжени кроется ещё и в том, что долгие годы они любят друг друга. Эжени, однако, упорно отказывается выходить замуж за Додена.
Впервые жизнь Додена Буффана была описана в романе Марселя Руффа — перенёс её на экран Чан Ань Хунг, режиссёрскую работу которого отметили наградой на Каннском кинофестивале в 2023 году. «Рецепт любви» — не рядовой кулинарный ромком, это тончайшая драма о тонко чувствующих друг друга людях. Бинош и Мажимель в прошлом — пара, у них есть дочь. Идеальный дуэт, чтобы рассказать историю любовников, состоящих в многолетних отношениях.
«Маленький лес»
Режиссёр Им Сун-не

После окончания школы Хе-вон покидает родную деревню и уезжает в Сеул. Однако то ли шумный мегаполис не принимает её, то ли она — город, и в скором времени измученная, опустошённая девушка возвращается обратно, в окружённый грядками маленький уютный дом. Тишина, свежий воздух и здоровая еда делают своё дело — благодаря кулинарной магии и светлым воспоминаниям о матери, с которой они когда-то вместе готовили, Хе-вон исцеляется.
«Маленький лес» — тот самый фильм, который изобилует практическими рецептами, поэтому при просмотре нужно быть готовым записывать полюбившиеся варианты. Южнокорейскими блюдами дело не ограничивается — встречаются также японские и европейские. Фуд-рефлексия с запахом на глобальную повестку представлена кимчи, окономияки (требование японского правообладателя!) и крем-брюле. В результате хочется, если не обзавестись собственным огородом, то точно высадить микрозелень на подоконнике или балконе.
«Вкус жизни»
Режиссёр Кристоффер Боэ

Супруги Карстен (Николай Костер-Вальдау) и Мэгги (Катрин Розенталь) владеют копенгагенским рестораном высокой кухни, который метит на заветную звезду «Мишлен». В самый ответственный момент, когда в заведение приходит предполагаемый критик, происходит невообразимое: к устрицам гостю подают испорченные лимоны. Кажется, пара в одночасье может лишиться мечты — не такого финала они ждали.
Скандал на кухне служит триггером для препарирования чувств амбициозных героев. Оба хотят состояться в профессии, семья для них — тема вторичная. Незаметно цель заполучить ту самую звезду рушит их брак — каждый верен только своему «вкусу голода» (так называется фильм в оригинале). Сценарий Кристоффер Боэ написал совместно с Тобиасом Линдхольдом, автором драмы «Ещё по одной» — «Вкус жизни» чем-то её напоминает. Та же погоня за фантомным послевкусием, тот же распад души.
«Точка кипения»
Режиссёр Фил Барантини

Жизнь на кухне популярного лондонского ресторана кипит: шеф-повар (Стивен Грэм) рвёт и мечет, чтобы не разочаровать гостей перед подачей рождественского ужина. Помимо бешеной загрузки (как всегда полная посадка), на заведение обрушивается проверка, приходит ресторанный критик, инвестор требует возврата вложенных средств, да и личные проблемы шефа никто не отменял… 93 минуты агонии, снятые одним кадром, — жара!
Зачастую снятые одним кадром фильмы становятся заложником своей же формы, однако драма Фила Барантини, выросшая из одноимённой короткометражки, примечательна и содержанием. Режиссёр когда-то работал шеф-поваром, поэтому типажи поваров и конфликты на кухне выглядят крайне убедительно. По ходу действия производственная драма эффектно трансформируется в гиперреалистичный триллер — уже чувствуются задатки одного из главных сериалов 2025 года «Переходный возраст», над которым вместе работали Стивен Грэм и Фил Барантини.