Nissan зарегистрировал патент на новую систему изменения фаз газораспределения (VVT) для гибридных автомобилей с последовательной схемой e-Power, которая позволяет значительно снизить выбросы загрязняющих веществ при запуске двигателя внутреннего сгорания.
Основной механизм направлен на сокращение эмиссий именно в момент периодического запуска и остановки ДВС, что особенно важно для гибридных систем, где бензиновый двигатель работает только для генерации электроэнергии для электромоторов и часто запускается повторно.
Проблема, на которую нацелен патент, связана с тем, что в режимах частого запуска двигателя система рециркуляции отработавших газов (EGR) временно закрывает клапан, и при следующем запуске часть несгоревшего топлива попадает в выхлоп, ухудшая экологические показатели автомобиля. Новая система Nissan использует VVT на выпускном распределительном валу для управления перекрытием клапанов, что позволяет поддерживать рециркуляцию газов даже во время отключения мотора. При выключении двигателя срабатывает специальный механизм блокировки фаз — распределительный вал фиксируется в положении максимального перекрытия выпускных и впускных клапанов без необходимости поддерживать давление масла, благодаря чему система остаётся эффективной и во время повторных холодных запусков. Это снижает нагрузку на масляный насос при пуске, потенциально увеличивает срок службы силовой установки и обеспечивает более стабильную смазку внутренних компонентов.

Фото: Nissan
Технология может быть адаптирована не только для серийных гибридов e-Power, где двигатель используется как генератор, но и для параллельных и подключаемых гибридов (PHEV), а также — с меньшей эффективностью — для бензиновых автомобилей с системой «стоп-старт». Nissan отмечает, что решение также может быть реализовано на впускной стороне для ещё более плавного запуска.
Хотя патент не обещает прирост мощности или заметный рост динамики, его значимость в другом: на фоне ужесточения экологических стандартов он способен продлить актуальность традиционных ДВС-гибридов, находя компромисс между требованиями регуляторов и интересами водителей.
Технология призвана убрать проблему резких переходов между режимами ДВС и электромотора — одну из главных претензий владельцев современных гибридов. Если целевые показатели подтвердятся в серийном производстве, то это нововведение может стать важным шагом к увеличению ресурса гибридных установок и сделать автомобили Nissan более конкурентоспособными как на зрелых, так и на новых рынках.