Рубрики
На повестке дня

«Весь в отца»: они запатентовали на себя смешную надпись на детской одежде и потребовали с нас 1 000 000 рублей, угрожая судом и полицией

Вы уже слышали истории, как некоторые «особенные» компании регистрируют на себя казалось бы обычные слова, а потом судятся со всеми подряд и требуют миллионные компенсации?

Вот и нас угораздило попасть в такую ситуацию.

Мы прошли эту юридическую войну до конца. Надеюсь, этот опыт поможет вам не попасть в такую историю, или хотя бы выйти из нее с наименьшими потерями.

Если у вас уже есть свое дело, или может быть когда-нибудь появится — это одна из тех историй, которые точно стоит знать заранее. Судов таких с каждым годом все больше и больше.

Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151.

Давайте сначала расскажу в двух словах о том, как вообще работают эти товарные знаки, а затем перейдем к самой истории.

Коротко: как сегодня работают товарные знаки в России

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.

Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Санкции за использование чужого бренда немаленькие:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)

  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)

  • блокировка товаров на маркетплейсах, в интернет-магазинах и соцсетях

  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)

«Платите миллион, или мы уничтожим все ваши товары и взыщем с вас пять»

Весна, утро. Звонит женщина:

— К нам пришла какая-то странная претензия. Требуют миллион рублей за то, что мы продаем детские костюмчики с надписью «Весь в отца». Говорят, мол, эта надпись — их товарный знак.

— А вы давно эти костюмы продаете?

— Да, много лет! У нас небольшая фабрика, мы их сами отшиваем. На Вайлдберриз уже полторы тысячи отзывов. Да и мы же не одни такие. Другие люди тоже эту фразу используют на одежде, что тут такого-то.

Смотрим документы. Выясняется интересное.

Итак, некая компания из Ивановской области действительно зарегистрировала на себя товарный знак «Весь в отца» в Роспатенте.

Обратите внимание, это не просто товарный знак. Это словесный (!) товарный знак.

Получается, компания получила монополию на использование этого названия в любой графике, цвете и шрифте.

В претензии они требуют прекратить все продажи на маркетплейсах и в интернете. «И перевести компенсацию 1000000 на реквизиты» (орфография автора сохранена).

В противном случае угрожают пойти в суд и потребовать 5 000 000 рублей. Про уголовную ответственность тоже не забыли упомянуть.

Дела-а-а…

Почему такую претензию нельзя просто проигнорировать

Если товарный знак зарегистрирован, значит он действует. Суды, полиция и другие госорганы обязаны его защищать. Модерация маркетплейсов тоже.

Когда владелец знака подает в суд, чтобы взыскать компенсацию, в этом суде нет никакого смысла рассказывать, что регистрация незаконна и вообще требования дурные. Суд взыщет компенсацию и даже не посмотрит на такие доводы.

Почему так?

Да дело в том, что если ты считаешь, что знак не должен был быть зарегистрирован — нужно идти оспаривать регистрацию в Роспатент или в Антимонопольную службу.

Но к такому делу нужно очень, очень хорошо подготовиться.

Проводим собственное расследование: о-па, занимательные подробности

Наш предприниматель отшивает детскую одежду с 2007 года. В 2018 году они с дизайнером придумали и нарисовали новую модельку детского костюма с надписью «Весь в отца».

Придумали, нарисовали, запустили производство. Продавать начали на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Продавали даже оптом другим предпринимателям.

Казалось бы, ну что тут такого — сколько детской одежды продается с самыми разными надписями.

Другая сторона — некое ООО «ИНТОРГ37».

Судя по документам, компания была открыта в 2022 году. В 2023 они регистрируют на себя товарный знак «Весь в отца» и буквально через несколько месяцев начинают сыпать претензиями.

Обороты компании — 300 тысяч рублей в год. В штате компании один сотрудник со средней зарплатой 0 рублей. Уплаченные налоги — 0 рублей.

Как это вообще понимать?

Складывается ощущение, будто компания специально была создана для того, чтобы регистрировать на себя какие-то товарные знаки и наживаться на компенсациях.

Разбираемся детальнее — оказывается компания и правда отшила похожие костюмы с надписью «Весь в отца». Они начали продавать их мелкими партиями.

Слева — продукция нашей фабрики. 100% хлопок, пошив по ГОСТу на собственной фабрике, сертификация качества.

Справа — костюм от владельца знака. Состава нет ни на этикетке, ни на вшивнике, ГОСТа и сертификации нет. А судя по продаже на «Садоводе», никаким отечественным производством там и не пахнет.

Итоговая картина выглядит так.

Есть фабрика, которая много лет отшивает одежду. Одна модель у них продается особенно хорошо.

Другая компания видит эти продажи. Регистрирует на себя надпись на костюме как товарный знак. Заказывает, видимо, в Китае, похожие по дизайну костюмы.

А затем пытается запретить фабрике продавать ее товар и вдовесок пытается взыскать с них деньги.

Нормально?

Как обстоят дела с документами

Когда ты сталкиваешься с такой ситуацией, одних слов «мы начали продавать это первыми» — мало.

Нужно подтвердить свою позицию внушительной кипой документов.

Работаем с такого-то года — собираем документы о создании компании.

Работаем много, давно и хорошо — договоры о поставках, счет-фактуры и акты, сведения об участии в выставках.

Разработали эту модель одежды — договор с дизайнером, акты и чертежи.

Продавали эту модель одежды — прайс-листы, скриншоты отзывов и так далее.

К счастью, в этом случае все документы удалось собрать. Готовим заявление в Федеральную антимонопольную службу.

Причем здесь Антимонопольная служба

Антимонопольная служба следит за тем, чтобы предприниматели конкурировали между собой честно. Если компания регистрирует на себя товарный знак только для того, чтобы нажиться на других компаниях и вытеснить их с рынка — это недобросовестная конкуренция (сокращенно — НДК).

Доказать НДК непросто. Но если это удается, то это прямое основание для аннулирования чужого товарного знака. А нет знака — нет миллионных компенсаций.

Разборки в Антимонопольной службе

Собираем все аргументы, доводы, подкрепляем это судебной практикой и несем заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Наша позиция — та компания действовала недобросовестно еще при регистрации товарного знака. Они знали про наш товар и специально хотели выжать нас с рынка, забрав себе этот продукт. Для этого знак и зарегистрировали.

Компания считала, что они делали все правильно, и вообще молодцы.

Наш диалог в ФАС был примерно такой:

— А мы не знали про ваши товары.

— Да как же вы могли их не видеть, если вы даже дизайн сделали почти такой же?

— Мы не видели ваши товары в продаже.

— Вы вышли на тот же Озон и ВБ, где мы продаем уже пять лет, алло. Поиск не открывали, да?

— Вы не доказали факт продажи этих товаров.

— Да нате вам скриншоты отзывов, счета-фактуры и акты, пожалуйста.

И так далее. Документы, заседания, заседания, еще документы.

В итоге ФАС принимает решение: недобросовестная конкуренция есть.

Если ужать 24 страницы решения в один абзац, суть решения ФАС такая: компания не могла не знать о наших товарах и выбрала такое название для регистрации не случайно, а специально, чтобы воспользоваться вложениями фабрики в продвижение своего продукта и заработать на этом денег.

Обращаемся в Роспатент: товарный знак должен быть аннулирован

Решение антимонопольной службы — это первая победа. Но это еще не все.

Чтобы решить вопрос на корню, нужно аннулировать товарный знак. А у Антимонопольной службы таких полномочий нет. Этим занимается Роспатент.

У Роспатента есть специальный отдел — Палата по патентным спорам. Туда подают возражения против регистрации товарных знаков. Если ты не согласен с чужой регистрацией — нужно обращаться туда.

Берем решение ФАС и пишем возражение в Палату по патентным спорам.

Компания пытается затянуть дело — просит перенести заседания, рассказывает о каких-то документах, которые обязательно предоставит (так и не предоставили).

В итоге Роспатент принимает решение: аннулировать товарный знак «Весь в отца» полностью:

Товарный знак уничтожают так, словно его никогда и не было. В реестр товарных знаков вносят черную метку: «знак прекратил действие».

Ну и всё. Раз знак уничтожен, значит и никаких миллионов никто за него уже не взыщет.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Три главных вывода из этой истории для нас с вами

1. Если у вас есть или планируется какое-то свое дело, обязательно проверяйте с юристом, что насчет товарных знаков

Названия, логотипы, слоганы — практически всё, что угодно может оказаться чужим товарным знаком

2. Если вкладываетесь в развитие своего бренда или продукта — регистрируйте и патентуйте свои разработки на себя

Если этого не сделать, на ваших вложениях будут наживаться все кому не лень. А особо наглые попытаются у вас это еще и отобрать

3. Если получили претензию на много денег — не спешите отчаиваться

Наши законы позволяют доказать свою правоту, и если сделать всё грамотно — шанс победить есть. Надеюсь, что это дело и опыт вам помогут.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.


Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме
@bchlf

Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

_________________________________

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав