Планирую уже лет пять большой пост про школу, но все руки не доходят, так хоть как ответ частично написать.
Итак, дисциплина. Расскажу на личном опыте. Пришел я в школу в 2012, через год после универа, не по призванию, а потому что некуда было податься. Ну как, можно было охранником в магазин, 12 часов втыкать перед собой, постоянно на ногах. А зачем тогда я учился 5 лет? Подумал тогда, что школа все ж работа интеллектуальная.
В общем пришел, не в самую плохую школу, не в самую хорошую, на окраине города. Прошел собеседование, мне пообещали аж 12к (это со всеми надбавками, так-то). Все, выходи с понедельника. На чем остановились учиться? Рабочая программа? Учебники? Спроси у коллеги, подскажет. Наверное. Не подсказала. (Кстати, мои предшественники. Девочка училась на год позже меня, сбежала через две недели. До нее работала историк, продержалась год).
Ладно, выхожу с понедельника. Первые уроки это песец. В конце дня я сидел, уставившись в одну точку, и думал, нафига я сюда пришел? Во-первых, я понял, что универ меня не подготовил к преподаванию вообще никак. У нас был даже не пед, а классический. Вот заглядываю я в учебник, вроде все знакомо, это я помню, это. Но что с этим делать, тупо пересказывать? Нельзя, надо, чтобы было интересно. Ну ладно, найду я дополнительную информацию, но я же не могу читать тупо лекцию. Надо как-то это все организовать, сколько-то они должны почитать, сколько-то пописать, как-то их надо опросить. А у меня насчет этого информации ноль. А завучи, и даже коллеги говорят: ну, тебя же учили, ну, поищи в интернете. Ну ладно, я не об этом. Дисциплина.
Уроки у меня проходили так. Здороваюсь и начинаю что-то рассказывать. Пытаюсь. Потому что дети совершенно спокойно, в полный голос друг с другом разговаривают, меня в упор не видя. Вообще все. Я повышаю голос, взываю к тишине, меня игнорят полностью. Я поднимаю их на ноги, к счастью, эту команду они исполняют, пытаюсь воспитывать, ну что же вы ребята, шумите, мне же тяжело. И т.п. По барабану, садишь, через полминуты шум начинается. Подходишь к особо шумному, начинаешь с ним говорить, он смотрит честными глазами: «я не разговариваю», «все разговаривают, че я-то». Фамилия? Он тебе врет, пользуясь тем, что ты их не знаешь. (Кстати, дети виртуозно врут, но голубом глазу).
Ладно, один бы класс я запомнил за недельку. Но я же предметник, у меня конвейер, отучил 7а, звонок-звонок, 7б, звонок, 7в, 6а, 6б.. Кто там был-то в 7а, как их звали? Кстати, руководство мне любезно подсунуло шестые и седьмые. Эти, плюс восьмые, это самые отбитые. Потому что пятиклашкам еще интересно, и учитель для них какой-никакой авторитет, девятые-одиннадцатые имеют уже какое-то представление о дисциплине, ну и издеваться над учителем им уже не так интересно. А еще ведь 6-8, это пубертат, со всеми вытекающими.
Ну ладно, выстроил ты большую часть класса на какое-то время, пытаешься начать урок. Но 3-5 человек из класса ты выстроить не можешь никак вообще. Другие хоть делают вид, что на них твои меры работают. А эти смотрят нагло в глаза и вообще никак не реагируют. Дневник? «Нету, дома забыл». Сумку покажи. «Не имеете права». Из класса выгнать нельзя. Отвести к директор нельзя, пушто оставшиеся без присмотра тебе устроят содом и гоморею, плавали, знаем. (Однажды, доведенный чуть ли не до слез, я выскочил за завучем, буквально на пару минут. За это время пареньки с «камчатки» устроить тир, расстреляли из пневмата учебник. Завуч зашла, как-то выцепила из класса, у кого пневмат, подошла к нему, засунула 13-14-летнему парню руку в штаны, извлекла пистолет и унесла директору. Потом мне влепили выговор).
Ладно, дневника нет. Идем после урока к классной, жалуемся на того и того, она кивает, обещает разобраться, и в четырех из пяти случаев тебя просто игнорирует. Ладно. Я стал писать докладные записки сначала самим классным, потом завучам и директору. Те взгрели классных. Угадайте, кто стал врагом трудового народа? А потом меня вызвала директор и сказала: «Д.Г., как-то вы много докладных пишете, вы что, не справляетесь с работой?»
Классных я понимаю, за 1,5 сверху ты сидишь на работе вдвое больше, а тут еще тупой предметник что-то от тебя требует.
Ну ладно, позвонит класснуха родителям, а те часто не берут трубу, сбрасывают. Были родители, которые тупо никогда не появлялись в школе, несмотря даже на приход классной на дом. Шел как-то совет профилактики, это когда собирается коллектив педагогов и вызывают нарушителей по одному. И их родителей. Так вот, когда одному папаше сказали, что его (десятилетний!) сын постоянно хулиганит и всем мешает, папаша сказал, что с ним не справляется. Директриса сказала, в таком разе, мы можем начать процесс лишения вас родительских прав (это возможно, но больше теоретически, именно от школы). Папаша сказал, лишайте, мне пофиг. Пацан заплакал.
На некоторых не действовало вообще ничего. Был у меня в 7(!) классе мальчик Дима, вполне уже оперившийся уголовник. Однажды, когда я на него слегка наорал, он спросил: «Д.Г., а какая у вас машина?» — «Тебе зачем?» — «Колеса проколю». Хорошо, что у меня не было машины. Итак, Диму как-то вызвали на родительское собрание. Начали его перед всеми отчитывать. Дима, нисколько не смущаясь, стоял перед всеми, потом сказал «Идите на х..» и вышел. ЧСХ, одна родительница прокудахтала что-то вроде: «Ну конечно, вы насели на мальчика, у него же стресс!»
И вот, когда у тебя в классе 3-5 таких неуправляемых персонажа, твоя с трудом построенная хрупкая дисциплина тут же рушится по щелчку их пальцев. И с ними вообще ничего не делают, абсолютно, просто тянут из класса в класс и все. На моей памяти, за восемь лет работы исключили пару человек и оставили на второй год — 0.
Насчет оценок и вменяемых (относительно) учеников. На них угроза снижения оценки как-то действует. Но тут в дело вступает администрация. Как-то у меня во второй четверти один неплохой класс несколько просел по успеваемости. Ну, я вполне объективно понаставил троек. Меня тут же вызвала руководитель методобъединения: «Д.Г., у вас успеваемость снизилась. А она должна всегда расти. А если нет, вы не справляетесь!». Догадайтесь, как я дальше ставил оценки.
В первый месяц, когда я страдал от дисциплины, точнее, от ее отсутствия, я пожаловался одному завучу. Она, загадочно улыбаясь (вместо советов), сказала: «Вы же педагог! История такой интересный предмет, заинтересуйте их, придумайте что-нибудь». Я искренне пытался. Читал тонну дополнительной литературы, пел, плясал, шутил, пытался выдумывать нестандартный подход, какие-то задачки. Равнодушие, полное равнодушие, в лучшем случае, какой-то интерес ну, пяти человек из класса.
Восемь лет я сокрушался, что я, наверное, плохой учитель, не умею заинтересовать, я, наверное, слабовольный человек, не умею построить дисциплину. Однажды я ушел из школы, нажив гипертонию, гастрит и определенно что-то нервное. Поступил работать в колледж. И чудо! Оказывается, я могу построить вменяемую дисциплину! Оказывается, многим студентам интересно, как я рассказываю. (Это объективно, есть отзывы студентов в интернете, и они очень разные насчет других преподавателей. Да и здесь мои исторические посты хвалят).
Главная причина чуда в том, что у меня появились реальные рычаги власти. Студенты, хоть немного (не так уж сильно), боятся, что если будешь мешать, разозлишь препода, он тебя завалит. И наоборот, будешь вести себя нормально, чуть-чуть поработаешь, и сдашь сессию без проблем. Оказывается, нормальная обстановка на занятиях и минимальная мотивация, и, чудо, предмет становится интересен!
В школе рычагов власти у учителя нет. Совсем. Двойки ставить нельзя, на второй год не оставляют, исключают в редчайших случаях.
Конечно, рычагами власти дело не ограничивается. Научение это тонкий процесс, и методов очень много, нерепрессивных тоже. Но чтобы учитель остался в школе и постиг их за 3-5 лет, нужна мотивация в виде нормальной зарплаты и мало-мальского уважения со стороны детей, родителей и администрации. А если этого нет, зачем постигать педагогику? В школах текучка кадров хуже, чем в условной «Пятерочке». За восемь лет в моей школе сменилось не менее трети коллектива.
Как-то так.
П.С. Ладно, чего-то я устал. А материала, оказывается, у меня на пяток таких постов. Хоть серию начинай, однако)