18 декабря 1921 года в Смоленской области родился Юрий Никулин — клоун, актер, цирковой режиссер.
Комедия — дело серьезное!
Родители были актерами. Отец организовал в Смоленске передвижной театр революционного юмора, где ставил спектакли и выступал сам.
В Москву семья перебралась, когда сыну было четыре.
В 18 попал в армию: там и научился смеяться над собой, как того требовала «солдатская наука».
Если окружающие поймут, что, когда над тобой шутят, ты обижаешься, заводишься — тебя засмеют вконец
Прошел Финскую и всю Великую Отечественную войну. Защищал Ленинград, пережил блокаду, был контужен.
Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрел род человеческий. На войне за убийство мы получаем награду, а не наказание
Не было на передовой: «За Сталина!» Комиссары пытались вбить это в наши головы, но в атаках комиссаров не было
Воевали глупо, расточительно, бездарно, непрофессионально. Позволяли немцам убивать и убивать себя без конца
И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках
По возвращении в Москву не смог поступить ни во ВГИК, ни в ГИТИС: не нашли актерских способностей. Дома долго разглядывал себя в зеркале и согласился со словами членов комиссии, что для кино не годится.
В 1948 окончил школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Стал выступать на манеже, гастролировал с клоуном Карандашом.
В цирк я стал влюбляться постепенно. Больше всего я полюбил в цирке людей. Только одержимые люди могут всю жизнь переезжать из города в город, жить в переполненных гостиницах или на чужих квартирах, ежедневно часами репетировать, и все ради того, чтобы поразить и удивить зрителя
Когда в цирк пришла комиссия Минкульта, Никулина спросили, какое место он занимает в советском цирке.
— Я второй клоун в Союзе.
— А кто же первый?
— А первых — до хрена
В 36 дебютировал в кино — сыграл пиротехника в «Девушке с гитарой» (1958).
Цирковой клоун на сцене — это все равно что русалка, вытащенная на берег из воды
Привнес с арены на экран роли-маски. Использовал цирковую эксцентрику и фактуру.
Всенародную любовь обеспечил его персонаж Балбес, которого он сыграл сразу в нескольких фильмах («Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция Ы», «Кавказская пленница»).
Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного
В 46 сыграл Семен Семеныча в «Бриллиантовой руке». В 49 — дворника Тихона в «12 стульях» и следователя Мячикова в «Стариках-разбойниках».
Исполнял и драматические роли: Кузьма Кузьмич в «Когда деревья были большими», монаха Патрикея в «Андрее Рублеве», военного журналиста Лопатина в «20 дней без войны», дедушку в фильме «Чучело».
У меня всего лишь два недостатка: плохая память и еще что-то
С манежа ушел в 60, из кино — в 70.
В последние 15 лет жизни был директором цирка на Цветном бульваре. Входя в столовую, желал всем приятного аппетита, мог рассказать анекдот, а дверь его кабинета всегда была открыта.
Вел передачу «Белый попугай» на ОРТ.
Умер в 1997, в 75 в Москве — на фоне осложнений после операции на сердце.
Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб
ТК Говорит НеМосква