Куратор арт-программы Signal Сергей Фадеев — о голограммах, сценах, которые не встают, и зрителях, которых все труднее удивить.

Какую роль играет Signal в формировании современной художественной и фестивальной культуры — в России и за ее пределами?
Signal — это много больше, чем музыкальный фестиваль. Проект объединяет различные формы музыки с современным искусством и архитектурой в уникальном природном контексте. Signal стал примером мультиформатного фестиваля, который вдохновляет и задает тон в России и за ее пределами. Мы работаем с разными форматами искусства: от ленд-арта и скульптуры до тотальных инсталляций и архитектурных сооружений, таких как сцены. Каждая сцена фестиваля — это уникальный проект, созданный специально для взаимодействия человека с музыкой и светом. Signal — это территория эксперимента, где важно не только слушать, но видеть, ощущать и проживать.

Как меняется восприятие паблик-арта и инсталляций со стороны зрителей за годы существования фестиваля?
В момент проведения первого фестиваля гости не имели ожиданий и были поражены столь масштабными инсталляциями. С годами их насмотренность, понимание, вкус развивались, и они стали ожидать большего. Мы со своей стороны каждый год стараемся удивлять, создаем коллаборации с художниками, раскрываем новые локации и форматы.
Вы вмешиваетесь в творческий процесс художников?
Это зависит от художника и проекта. Иногда мы полностью доверяем автору и не вмешиваемся в процесс. В других случаях подключаемся на этапе реализации, так как хорошо знаем особенности локации, ландшафта, технические нюансы работы на природе и можем помочь адаптировать идею.
Например, оформление главной сцены в 2020 году, когда бушевал ковид и нельзя было привезти иностранных артистов. Нам тогда вообще очень повезло. Кажется, нам, единственным в мире, разрешили проведение фестиваля. Sila Sveta готовили что-то вроде многослойного водопада за диджейкой, что должно было создать эффект объемной проекции. Я пришел к Саше Усу (креативный директор и сооснователь Sila Sveta — Прим. ред.) и спросил: а что, если мы, раз уж нельзя привезти артиста, сделаем его выступление по телемосту, где он будет видеть танцпол с помощью видеокамеры, а танцпол будет видеть его в виде голограммы? Это было довольно непросто технически, гораздо дороже, чем привезти артистов, но зато получился уникальный проект с дистанционным выступлением артистов на сцене.



Как вы оцениваете техническую реализуемость и безопасность инсталляций? Какие инженерные решения применяются для создания таких масштабных проектов?
В первую очередь мы опираемся на собственный опыт — базовую экспертизу дает команда кураторов и продюсеров. Далее проект поступает в технический департамент, где его анализируют технический директор и директор по застройке. При необходимости мы привлекаем профильные инженерные и конструкторские бюро.
Уникальность Signal в том, что мы почти не используем типовые арендные конструкции, а создаем кастомные решения под каждую задачу. Это сложно, требует больших трудозатрат и времени на проработку, но делает каждый объект по-настоящему уникальным, оригинально решающим поставленную задачу и вписанным в природную среду.
Какой была самая сложная в осуществлении инсталляция, с которой вам приходилось работать на Signal?
Одна из самых запоминающихся — это самая первая инсталляция Signal: 12-метровый куб мейн-стейджа в 2017 году. Его сборка заняла неделю, но конструкция так и не встала. За день до открытия фестиваля мы полностью разобрали ее и собрали заново с другой бригадой — за сутки. Еще день ушел на настройку оборудования. Сцена открылась с опозданием, но момент получился по-настоящему вау — это стало частью легенды первого Signal.

Еще сцена Meadow и арт-объект UFO (Sila Sveta) с летающими гелиевыми шарами, которые приходилось приземлять, когда усиливался ветер.

Инсталляция «Контакт» — тоже от Sila Sveta — 40-метровый медиа-столб, под который мы долго продумывали основание, чтобы он не превратился в Пизанскую башню.

Из недавнего — прошлогодняя инсталляция «Занавес» от художника-архитектора Александра Штанюка, представляющая собой полотно из воздушных шаров 50 на 50 метров, которое висит в небе над фестивалем.

Из сложных архитектурных объектов Signal я до сих пор каждый раз радуюсь, когда вижу свои проекты — конструкции сцен Signal (портал 50-метровой длины). Такие проекты требуют уникальных инженерных решений и большой командной работы — но именно они создают магию Signal.

Какие технологические новинки вы планируете использовать в будущем для создания инсталляций?
Мы активно исследуем потенциал ИИ и цифровых технологий. Уже сейчас у нас есть тестовая версия цифрового аватара Signal — в 2024 году мы впервые его опробовали, а в этом году готовим апдейт. Аватар будет помогать гостям ориентироваться на фестивале, взаимодействовать с пространством, а в будущем — стать полноценным участником, возможно, даже артистом. Также мы развиваем идеи виртуальных сцен и форматов удаленного присутствия. Например, возможность подключаться к фестивалю онлайн — через видеокамеры или видеть «глазами» другого участника, как будто твой аватар гуляет по Signal в реальном времени.
ИИ все активнее внедряется в медиа-инсталляции: от генеративной графики и звука до интерактивных систем, реагирующих на движение и окружающую среду. Для нас технологии — это не просто инструмент, а способ расширить художественные границы и формы взаимодействия.
Беседовала Анастасия Закржевская