Рубрики
Жизнь

Музыка и музыканты: Сценический вандализм рок музыкантов.

Предыдущие музыкальные темы

Вандализм музыкантов по отношению к своим орудиям труда сложно объяснить. Кто-то делает это в порыве экстаза, для кого-то это самопиар. Но результат всегда предсказуем: публика в восторге!

Моду на вандализм на сцене ввела британская группа «The Who» в 1964 году. Всё началось, как чаще всего бывает, случайно. Гитарист группы Пит Таунсенд сломал на концерте гриф своей гитары неловко зацепившись за низкий потолок в клубе. Это вызвало у публики настоящий взрыв эмоций. Настолько сильный, что на следующем концерте Таунсенд сломал гитару уже умышленно. Потом к нему присоединился барабанщик, разломавший свою ударную установку. Далее разбивание гитар стало обязательным ритуалом, которым «The Who» заканчивали каждый концерт, уничтожая порой даже колонки и усилители. Публика буквально повалила на необычное шоу. Молодым музыкантам, которые давно никак не могли пробиться на большую сцену, только это было и надо. Кстати, начинали «The Who» в 1959 году, одновременно с «Битлз» и удивительным образом существуют до сих пор.

Конечно же, в определённый момент гитары подменялись на более дешёвые (позже музыканты сами в этом признались). Дело здесь даже не в стоимости гитар. Успешная группа зарабатывает достаточно и может себе позволить такую блажь — тратить довольно большую сумму на каждое представление — по сути, это расходы на рекламу.

Важнее другое: каждый серьезный музыкант подбирает для себя инструмент долго и тщательно. Он должен быть по руке, удобным и комфортным. Поиск такого инструмента обычно занимает много времени и когда он найден, музыкант ни за что не хочет играть на другом. Элтон Джон одно время даже таскал за собой по гастролям рояль, потому что ему удобно было играть только на этом.

Через какое-то время группа «The Who», достигнув звёздного статуса, отказалась от уничтожения дорогостоящих устройств. В историю музыки они вошли как музыканты, записавшие в 1967 году первую рок-оперу «Tommy», которая стала международной сенсацией.

Были еще другие исполнители, которые разбивали оборудование во время концертов, но после «The Who» все они выглядели жалкими подражателями. Особого эффекта такие действия больше никому не принесли. Можно упомянуть лишь Джими Хендрикса, который на одном из концертов сжег свою гитару. Но это был единичный случай, произошедший в конце его карьеры, когда Джими уже очень плотно сидел на наркотиках. Сейчас подобное шоу точно будет воспринято неодобрительно.

Единственное, что сейчас еще «проходит» — эстетское разбивание инструментов в видеоклипах, когда этого требует режиссерский замысел.