Рубрики
Жизнь

Шинейд О’Коннор: знаменитые коллаборации великой певицы

26 июля исполняется два года с тех пор, как этот мир лишился великой Шинейд О’Коннор. «Сноб» вспоминает все самые яркие коллаборации мятежной певицы — от U2 и Massive Attack до Моби и Питера Гэбриела.

Шинейд О’Коннор
Шинейд О’Коннор

Шинейд О’Коннор обладала одним из самых уникальных голосов, которые появлялись на мировой музыкальной поп-сцене за последние лет сорок. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать ее знаменитые синглы Troy, Fire on Babylon и, конечно, незабвенную Nothing Compares 2 U. Но так сложилась артистическая судьба певицы, что одни из самых сильных номеров в ее впечатляющем бэк-каталоге — это совместные работы с другими исполнителями. Очень многие, особенно в 1990-е, хотели, чтобы голос Шинейд звучал на их альбомах. Записываться с О’Коннор любили все — от ирландских фолк-икон и американских кантри-легенд до многочисленных трип-хоп-проектов. На счету великой артистки совместные работы с U2, Питером Гэбриелом, Massive Attack, Моби, Asian Dub Foundation, Ианом Брауном из The Stone Roses, режиссером Энтони Мингеллой, чью песню Lullaby for Cain она записала для фильма «Талантливый мистер Рипли», и многими другими. В 2005 году вышел сборник Collaborations, где можно найти большую часть всего этого.

У Шинейд О’Коннор был врожденный талант делать любую песню лучше, даже слегка добавив к ней свой бэк-вокал. А вот если артистка оказывалась в центре композиции, происходило настоящее волшебство.

Эдж и Шинейд О’Коннор — Heroine (1986)

Шинейд О’Коннор еще только начинала свой путь на ирландской инди-сцене и недавно подписала контракт с лейблом, когда гитарист U2 Эдж пригласил ее исполнить вокальную партию в песне Heroine — главной теме к фильму Пола Майерсберга «Пленница», над саундтреком к которому он работал вместе с Майклом Бруком. Несмотря на то, что юная бунтарка Шинейд в то время недолюбливала U2 (на ее взгляд, они были «слишком напыщенными»), она согласилась. Более того — стала соавтором текста песни. Без ее захватывающего дух голоса Heroine была бы совсем другой.

Питер Гэбриел и Шинейд О’Коннор — Blood of Eden (1992)

Питер Гэбриел познакомился с Шинейд О’Коннор в 1990 году на концерте, организованном Amnesty International в Сантьяго, Чили, по случаю падения режима Пиночета. Певица не только отыграла собственный сет, но и присоединилась на сцене к Гэбриелу, чтобы исполнить партию Кейт Буш в песне Don’t Give Up. Прямо во время живого выступления между исполнителями обнаружилась мгновенная химия, и Гэбриел пригласил О’Коннор участвовать в записи его следующего альбома Us. В результате этих студийных сессий было записано два трека с участием певицы — открывающий пластинку Come Talk to Me и Blood of Eden. Последний впоследствии был выпущен как отдельный сингл и стал, пожалуй, самым известным треком с альбома — во многом благодаря неземному вокалу О’Коннор.

Вилли Нельсон и Шинейд О’Коннор — Don’t Give Up (1993)

Шинейд О’Коннор вновь вернулась к песне Питера Гэбриела Don’t Give Up спустя три года после того, как исполнила ее на сцене вживую с автором. В 1993 году кантри-легенда Вилли Нельсон позвал певицу записать кавер-версию хита специально для своего сорокового (!) альбома Across the Borderline. На этой пластинке засветилось много звездных гостей — Боб Дилан, Пол Саймон, Дэвид Кросби, Бонни Райт и Крис Кристофферсон, — но именно дуэт с О’Коннор стал гвоздем программы. Нельсон превратил нежный арт-рок-номер Гэбриэла в проникновенную кантри-балладу, которая становится по-настоящему захватывающей и легко может пробрать до слез, когда вступает О’Коннор — в одной фразе певица умудряется быть одновременно невероятно хрупкой и в то же время сильной и властной.

Важно отметить, что в 1993 году Шинейд О’Коннор была тотально закэнселенной: из-за громкого скандала с разрыванием фотографии Папы Римского в прямом эфире шоу Saturday Night Live певица превратилась в США в персону нон грата. Решение пригласить певицу для дуэта многое говорит о Вилли Нельсоне. Также как и его друг Крис Кристофферсон, который поддержал О’Коннор, когда ее прямо во время нью-йоркского концерта освистывала разгневанная ее поступком толпа, Нельсон плевать хотел на общественное мнение и с радостью готов был поддержать собрата-бунтаря, не угодившего общепринятым нормам.

Шинейд О’Коннор — You Made Me the Thief of Your Heart (1994)

Композиция специально написана фронтменом U2 Боно для финальных титров ирландской политической драмы «Во имя отца» с Дэниэлом Дэй-Льюисом в главной роли. Соавтором песни значится близкий друг Боно Гэвин Фрайдей, основатель постпанк-группы The Virgin Prunes, а продюсером — Тим Сайменон из Bomb the Bass, с которыми Шинейд О’Коннор через год тоже запишет совместный трек — Empire.

По звуку You Made Me the Thief of Your Heart — это типичная для своего времени трип-хоп-баллада, главное достоинство которой заключается в том, что она написана специально для О’Коннор и изящно подчеркивает все главные таланты певицы. Сингл, на обложке которого изображена Шинейд со своим фирменным суровым взглядом на фоне не менее сурового взгляда Дэниэла Дэй-Льюиса, стал самым большим хитом певицы со времен ее культового альбома «I Do Not Want What I Haven’t Got».

«Породистая коллаборация! — восхищался автор New Musical Express. — О’Коннор превзошла себя и будто физически проживает песню, попутно зализывая старые раны». «Я просто вынул топор из затылка, и все пошло как по маслу», — вспоминал Боно процесс работы с О’Коннор, которая когда-то была одним из главных критиков всего, что касается деятельности группы U2.

U2 и Шинейд О’Коннор  — I’m Not Your Baby (1997)

Удивительно, но на предыдущей песне история сотрудничества О’Коннор и Боно не завершилась. Через три года певица вместе с U2 записала песню I’m Not Your Baby специально для фильма Вима Вендерса «Конец насилия». Трек начинается с пения птиц, журчания ручья и фразы «Какой сегодня прекрасный день», но зловещий шепот, с которым Боно и Шинед пропевают текст, намекает на обратное. Постепенно голос О’Коннор заметно усиливается. «Завязывай с поэзией, давай вдарим по главной артерии», — поет певица. По словам Боно, I’m Not Your Baby — это песня о разного рода зависимостях — от отношений, секса, наркотиков.

Трек был записан во время студийных сессий для альбома U2 Pop, но на саму пластинку не попал — к сожалению многих фанатов группы. «Решение не включать I’m Not Your Baby в Pop прокляло этот альбом, — считают особенно эмоциональные фанаты. — Ведь на двух предыдущих лонгплеях U2 из 1990-х обязательно присутствовала песня, написанная специально для фильмов Вендерса».

Шинейд О’Коннор — Lullaby for Cain (из саундтрека к фильму «Талантливый мистер Рипли») (1999)

Сотрудничество с миром кино О’Коннор продолжила в 1999 году. Специально для саундтрека фильма Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» певица исполнила роскошную и душераздирающую «Балладу для Каина», написанную самим режиссером вместе с композитором Габриэлем Яредом. В тексте песни рассказывается история Каина, убившего из зависти своего брата Авеля. Причем рассказчиком является мать братьев — Ева. Режиссер-перфекционист трепетно следил за каждым этапом производства «Талантливого мистера Рипли», который признан многими идеальной экранизацией знаменитого одноименного романа Патриции Хайсмит, и особое внимание уделил саундтреку. Именно он придумал переделать Дики Гринлифа в потрясающем исполнении Джуда Лоу из художника-любителя в ценителя джаза, от чего картина невероятно выиграла.

Примечательно, что в прошлогодней нетфликсовской экранизации романа, «Рипли», тоже без Шинейд О’Коннор не обошлось. В четвертом эпизоде, когда Рипли в исполнении Эндрю Скотта прогуливается по рождественскому Риму, звучит проникновенная версия рождественского гимна “Silent Night” в исполнении О’Коннор. Мы слышим композицию в тот момент, когда герой пристально разглядывает картину Караваджо «Давид с головой Голиафа». Произведение, посвященное, помимо прочего, теме неразделенной любви, является двойным автопортретом, на котором юный Караваджо держит голову взрослого. Таким визуальным способом, очевидно, передается привет «Балладе для Каина» и теме убийства кого-то близкого.

Afro Celt Sound System и Шинейд О’Коннор — Release (1999)

Всю свою карьеру Шинейд О’Коннор активно сотрудничала с самыми разными музыкантами, но самой идеальной ее коллаборацией хочется назвать песню Release, записанную певицей совместно с группой Afro Celt Sound System. Дело в том, что в своей музыке этот коллектив совмещает две особенно часто встречающиеся в творчестве самой артистки составляющие — традиционную африканскую и кельтскую музыку. Автобиографическая и очень личная песня, написанная Шинейд совместно с участниками группы, посвящена клавишнику Afro Celt Sound System, который умер от приступа астмы в 27 лет. Это композиция о переживании утраты. «Я никуда не ушла, просто покинула свое тело», — поет Шинейд.

Моби и Шинейд О’Коннор — Harbour (2002)

Умиротворяющая «Harbour», украшенная вокалом Шинейд О’Коннор, добиралась до слушателей целых восемнадцать лет. Дело в том, что Моби написал эту композицию еще в 1984 году, когда ему было всего девятнадцать лет и он еще был весьма далек от того, чтобы стать всемирно известным техно-буддистом, веганом и защитником прав животных. О’Коннор была поражена, узнав, что песня намного старше — она думала, текст написан после 11 сентября. Альбом Моби «18», в который вошел этот трек, записывался как раз в то время. Певица боялась лететь в Нью-Йорк и в итоге записала вокал в Лондоне.

Massive Attack ft Sinéad O’Connor — Special Cases (2003)

Поработав с такими видными вокалистками своего поколения, как Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins и Трейси Торн из Everything But The Girl, трип-хоп-гиганты Massive Attack логично переключили свое внимание на Шинейд О’Коннор. Вокал певицы можно услышать в трех треках с их недооцененного альбома 100th Window 2003 года — What Your Soul Sings, A Prayer for England и Special Cases. Последняя композиция была выпущена отдельным синглом и впоследствии стала их самым успешным релизом со времен культовой «Teardrop».

«Работать с человеком, которому ты полностью доверяешь и безоговорочно веришь — это настоящее счастье и удача, — говорил позже идеолог Massive Attack Роберт Дель Ная в комментариях к альбому 100th Window. — Весь процесс создания “Special Cases” занял не больше суток — все было просто и легко». Певица традиционно также выступила соавтором всех трех песен, где звучит ее вокал.

«Потрясены, — написала группа в день смерти Шинейд О’Коннор. — Мы стали свидетелями ее голоса в студии. В процессе каждый замирал и ронял свои инструменты во время саундчека. Огонь, горевший в ее глазах, давал тебе понять, что ее активизм был естественным порывом ее души, а не политическим жестом».

Автор: Роман Дранников