Рубрики
Жизнь

От оврага к собственной биеннале: как менялся «Выкса-фестиваль» последние 15 лет

В городе Выкса Нижегородской области завершился 15-й ежегодный «Выкса-фестиваль». Сейчас он бьет рекорды посещаемости, а сама Выкса превратилась в культурную столицу среди малых городов. Вспоминаем главные этапы развития фестиваля и разбираемся в том, как локальный праздник стрит-арта стал культурным феноменом, серьезно повлиявшим на город и целое поколение горожан.

2011 — 2014. Овраги и муралы

Morik, диптих «Отражение исчезнувшего», 2013 год
Morik, диптих «Отражение исчезнувшего», 2013 год

Первое название «Выкса-фестиваля» — «Арт-овраг». И не просто так: он действительно начинался в оврагах городского парка. Когда-то здесь были пруды — часть старинного садово-паркового ансамбля, созданного при братьях Баташевых, основателях города и его металлургической промышленности.

Первые кураторы — Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев — задали мощный старт: одна за другой в город приезжали арт-интервенции — яркие, дерзкие, с широкой географией участников. Венгерский скульптор Габор Секе поставил в Выксе шестиметрового единорога — он быстро стал символом города. Тогда же появились известные муралы: «Сказка о потерянном времени» от Паши 183, «Хороший урожай» Славы ПТРК и «Скворечник» от 0331C. В Выксе работали художники из Японии, Великобритании, Германии — город буквально превращался в открытую галерею уличного искусства и паблик-арта.

Паша 183, «Сказка о потерянном времени», 2012 год
Паша 183, «Сказка о потерянном времени», 2012 год
Роб Малхолланд, «Случайный акт деконструктивизма», 2013 год
Роб Малхолланд, «Случайный акт деконструктивизма», 2013 год
Габор Соеке, «Единорог», 2013 год
Габор Соеке, «Единорог», 2013 год

Но у фестиваля была не только творческая, но и важная социальная цель. «Арт-овраг» придумали и запустили благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания по инициативе Ирины Седых. С 2011 года она остается патроном фестиваля и помогает развивать его вместе с кураторами, принимая ключевые решения.

Фестиваль был открыт для всех, но в первую очередь — для молодежи: школьников и студентов. Его задача была не просто показать, что такое современное искусство, а вовлечь зрителей — особенно подростков — в процесс. Дать им шанс попробовать себя, повлиять на облик города. Через мастер-классы, уличное искусство, спорт, кино — через все, что помогает почувствовать свободу выбора.

2014 — 2016. Урбанистика как новый городской язык 

Уличный театр Sarruga, шоу Insects, 2014 год
Уличный театр Sarruga, шоу Insects, 2014 год
«Артель архитекторов», инсталляция «Выкса», 2015 год
«Артель архитекторов», инсталляция «Выкса», 2015 год

В этот период фестиваль меняет принципы своей работы. К проекту подключились Минкультуры РФ и архитектор Олег Шапиро — сооснователь бюро Wowhaus. Шапиро выступил в роли куратора фестиваля и сместил его фокус: от уличного искусства к архитектуре и урбанистике, от зрителей — к соучастникам. В центре программы оказались городская среда и вовлечение горожан в ее преобразование. Это ярко проявилось в проекте «Арт-дворы»: вместе с жителями обычных многоквартирных домов архитекторы и художники переосмысляли и заново проектировали детские горки, игровые площадки, места для занятий спортом и даже скворечники.

Параллельно фестиваль наращивал партнерства. Образовательные форматы в эти годы курировали Музей современного искусства «Гараж», ММОМА и ГЦСИ, в театральной программе участвовали международные коллективы — в том числе театр Sarruga из Испании с постановкой, подготовленной специально для Выксы.

Уходя из проекта, Шапиро признавался: участие в «Арт-овраге» изменило его представление о малых городах.

2017 — 2019. Искусство занимает свое место  

Тимофей Радя, «Все это не сон», 2018 год
Тимофей Радя, «Все это не сон», 2018 год

Следующая трехлетка подарила фестивалю арт-объекты, которые до сих пор остаются его визитной карточкой. В 2017 году художник Миша Most расписал фасад промышленного цеха завода ОМК: мурал площадью больше 10 000 м² стал крупнейшей в мире настенной живописью, расположенной на территории завода.

Через год в Выксу приехал Тимофей Радя — один из самых известных молодых художников. Свою работу «Всё это не сон» он создал для запущенной лесопосадки — темной и небезопасной территории между жилыми кварталами и рынком. Парящая в воздухе среди сосен инсталляция изменила отношение к пространству: жители и туристы потянулись к ней, перестали обходить место стороной. Вскоре лесопосадку благоустроили — теперь это и городская точка притяжения, и постоянная сцена фестиваля.

К этому же периоду относится запуск арт-резиденции VYKSA AIR. Ее основали Юлия Бычкова и Антон Кочуркин — кураторы фестиваля, сменившие команду Шапиро и пришедшие в Выксу из «Архстояния». Резиденция приглашает художников на несколько недель для работы в городском контексте: исследования, проекты выставок, диалог с местной средой. За первые годы здесь побывало более пятидесяти авторов, среди них — Гоша Острецов, Иван Горшков, Владимир Абих и Хаим Сокол. Сегодня VYKSA AIR позволяет продолжать разговор между городом и современным искусством — не раз в год, а в постоянном режиме.

Сергей Неботов, Анастасия Грицкова и Сергей Аксенов из бюро «Новое», проект «Павильон будущего»
Сергей Неботов, Анастасия Грицкова и Сергей Аксенов из бюро «Новое», проект «Павильон будущего»
«Страсти по Мартену», режиссер-постановщик Анна Абалихина, 2018 год
«Страсти по Мартену», режиссер-постановщик Анна Абалихина, 2018 год
Леонид Тишков, бюро Wowhaus, Жан-Филипп Пуаре-Виль, арт-группа «Алыча», Екатерина Кулева, проект «Арт-плоты», 2017 год
Леонид Тишков, бюро Wowhaus, Жан-Филипп Пуаре-Виль, арт-группа «Алыча», Екатерина Кулева, проект «Арт-плоты», 2017 год

Вместе с этим фестиваль вышел за пределы улиц и освоил водную часть города. На Верхне-Выксунском пруду появились «Арт-плоты» — плавающие конструкции, разработанные художниками и архитекторами вместе с жителями Выксы. Среди них — плот с зеркальной Луной Леонида Тишкова, плот с бесконечными лестницами бюро Wowhaus, плот скейт-рампа и даже плот-сад.

В 2018 году «Арт-овраг» показал одно из самых смелых и сложных представлений в своей истории — site‑specific перформанс «Страсти по Мартену» режиссера Анны Абалихиной. Представление развернулось в последнем мартеновском цехе Выксунского металлургического завода и стало своего рода прощанием с ним. В постановке задействовали не только профессиональных артистов — среди исполнителей были металлурги‑мартеновцы и сотрудники завода. За связь локации, театра, танца и звука постановка получила гран‑при премии Сергея Курехина и премию «Инновация».

2020 — 2022. «Выксунизация» и принципы фестиваля 

Перформанс «Хороход-1», 2022 год
Перформанс «Хороход-1», 2022 год

2020 год изменил ритм. Из-за пандемии фестиваль ушел в онлайн и на время превратился в «Город удивительных людей» или «ГУЛ» — шестинедельный проект с ежедневными эфирами. Участие в нем приняли около 120 гостей — от активных жителей города до звезд театра и кино, включая Инну Чурикову, Юлию Пересильд и Ирину Пегову.

Осенью 2020-го фестиваль все же вышел в офлайн — в индустриальном стрит-арт парке на территории завода ОМК появилась масштабная фреска Эрика Булатова. Работа объединила два известных образа художника — «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии». Фреску площадью 960 м² наносили вручную шесть художников в течение месяца. Сам Булатов приехал в Выксу из Франции, чтобы лично представить ее — заводчанам и публике.

Первый фестиваль после пандемии стал вызовом для самого себя. Его новый артистический директор Федор Павлов-Андреевич и продюсерская компания «Марка» во главе с Артемом Калашьяном привнесли в проект колоссальное жанровое многообразие. Лето 2021 года запомнилось диалогом старинной и современной музыки в перформансе «Триоратория», резиденцией Людмилы Петрушевской, фотошколой Дмитрия Маркова, иммерсионным театром в сельском ДК и коллаборацией «Упсала-цирка» с более чем 40 выксунцами — от байкеров и хип-хоперов до кузнецов и хора ветеранов труда выксунского завода.

Эрик Булатов, «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии», 2020 год
Эрик Булатов, «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии», 2020 год
Концерт группы «СБПЧ» и ансамбля N’Caged, 2022 год
Концерт группы «СБПЧ» и ансамбля N’Caged, 2022 год
Концерт группы Shortparis, 2022 год
Концерт группы Shortparis, 2022 год
Походный театр «По домам», 2021 год
Походный театр «По домам», 2021 год

В это время команда фестиваля сформулировала его ключевые принципы:

  • делать проекты, возможные только в Выксе — с опорой на место, людей и их истории;
  • не привозить в город «гастроли» чужих премьер — делать свои;
  • привлекать зрителей из других — и не только окрестных — городов, а также со всей страны и всего мира.

При этом фокус на городе и его локальных сюжетах оставался главным. Павлов-Андреевич запустил краеведческий походный театр «По углам»: вместе с жителями Выксы зрители оказывались во дворах хрущевок, парках, храмах и других типично городских локациях, а проводники делились с ними историями о своем городе и о себе. В гастрономическом спектакле «По домам» можно было пойти еще дальше — оказаться в гостях у выксунцев, в их квартирах, домах и даже подполах.

Именно в этот период появилось слово «выксунизация» — так в команде фестиваля стали называть эффект, который город производит на тех, кто в него приезжает. Артисты больше не выступают по принципу «приехал — показал — уехал»: они остаются в Выксе на недели, живут ее ритмом, слушают местные разговоры, вникают в повседневность. И уже на этом опыте создают свои работы. Этот подход влияет не только на артистов, но и на зрителей: приезжие не просто смотрят на Выксу — они временно живут в ней.

Вместе с форматом фестиваль изменил имя. Еще в 2021 году он получил промежуточное название «Выкса | Арт-Овраг», а позднее — «Выкса-фестиваль», чтобы подчеркнуть связь с городом и усилить локальный бренд.

2023 — 2025. Горожане — авторы и главные герои

Выступление группы «Бонд с кнопкой», 2025 год
Выступление группы «Бонд с кнопкой», 2025 год
«Коробочки с историями», 2025 год
«Коробочки с историями», 2025 год
Андрей Колоколов, мурал «Храм труда», 2025 год
Андрей Колоколов, мурал «Храм труда», 2025 год
Выступление группы «СмешBand», 2025 год
Выступление группы «СмешBand», 2025 год
«Шествие детей, их родителей и всех-всех-всех», 2025 год
«Шествие детей, их родителей и всех-всех-всех», 2025 год
Петр Айду, «Призраки опер», сон о пропавшем театре, 2024 год
Петр Айду, «Призраки опер», сон о пропавшем театре, 2024 год
Владимир Абих и Артем Стефанов, «Крепче стали», 2024 год
Владимир Абих и Артем Стефанов, «Крепче стали», 2024 год

В 2023 году фестиваль прошел под кураторством Кати Бочавар и с темой «Все включено». Эта формулировка стала отражением одного из основополагающих подходов: не просто вовлечение горожан, а их полноценное соавторство, гости фестиваля — не зрители, но активные участники. В программу встроились инклюзивные и образовательные форматы, локальные сообщества, мозаичная мастерская, превращающая битое стекло в паблик-арт, музыкальные и театральные коллаборации с перформансами на городском рынке, площадях у ЗАГСа или центрального универмага — все это собиралось в цельную модель участия, где каждый, даже случайный прохожий, мог быть частью процесса.

С 2024 года за фестивалем закрепляется четкая команда и система: вместо одного куратора — коллектив авторов, кураторы направлений и художественный редактор, который настраивает общий тон. Продюсерскую работу продолжает вести Артем Калашьян вместе с командой, которая сложилась за последние годы и обеспечивает преемственность — в подходах, темах и реализации. За редакционную концепцию и программный баланс теперь отвечает Юрий Сапрыкин. В его формулировке фестиваль становится медиа, которое «рассказывает Выксе о самой себе».

Все активнее включаются и сами выксунцы: с запуском продюсерского центра «Выксадром» они участвуют не только как волонтеры и участники творческих проектов, но и как организаторы — создают и развивают проекты круглый год, не только в фестивальные уикенды.

В программе появились новые форматы: pop-up магазин современного искусства, коллаборации современных и классических музыкантов, карнавальные шествия родителей и детей. Соавторство выксунцев и художников, режиссеров, музыкантов и других артистов достигло своей кульминации. Одним из ключевых событий 2024 года стал спектакль «Сочинение будущего» — в течение шести месяцев детально придуманный и поставленный выксунцами вместе с командой режиссера Бориса Павловича.

Тема юбилейного 2025 года — «Город удивительных людей». Она отсылает к проекту «ГУЛ» 2020 года и подчеркивает, как масштабировался фестиваль за эти годы, сохранив главное — фокус на человеке. Расширяется жанровый спектр, растет география событий: опера звучит в городском парке, спектакли идут на рынке, концерты проходят в лодке на пруду и на крыше пирожковой. Город становится сценой — и открытием даже для тех, кто живет здесь всю жизнь.

Примером этого стал один из главных проектов прошедшего фестиваля — Выксунская квартирная биеннале. Не выставочные залы и институциональные пространства, а настоящие дома горожан стали местом действия: зрители вошли в чужие квартиры и нашли там личные собрания — от старинных утюгов и рельс до произведений современного искусства.

«Выкса-фестиваль», 2025 год
«Выкса-фестиваль», 2025 год

Фестиваль, который меняет город — и сам меняется вместе с ним 

За 15 лет «Выкса-фестиваль» прошел путь от уличных интервенций и гастрольных форматов до сложных городских сценариев, которые требуют других темпов и подходов. Сегодня это не просто событие, а полноценная институция, формирующая культурные тренды — от локальных инициатив до федеральных проектов. Продюсерский центр «Выксадром», выросший из фестиваля, стал его круглогодичным офисом и точкой сборки новых программ.

Все больше форматов требует долгой подготовки и работы на пересечении жанров. Так, выросшая из театра «По домам» Квартирная биеннале приобрела исследовательский характер и собственный художественный язык. Музыкальная программа тоже вышла на новый уровень: в коллаборациях участвуют как представители академической сцены (Настасья Хрущева, ансамбль N’CAGED), так и артисты с многомиллионной аудиторией — вроде Славы КПСС или СБПЧ. Так, в 2022 году появился мини-альбом «Ничего не бойся, милый друг» группы СБПЧ — результат сотрудничества с композитором Владимиром Горлинским и детской вокальной студией Полины Будановой из Выксы. Участники этой студии все чаще становятся соавторами хедлайнеров фестиваля: в этом году ребята записали бэк-вокал для новых синглов групп «Бонд с кнопкой» и «Лолита Косс».

Для молодых музыкантов фестивальная сцена — это не только встреча с новой аудиторией, но и пространство коллабораций. Участие в проекте по импровизации «Сэйшен» вдохновило местных артистов на собственные эксперименты и стало толчком к созданию объединения «Выксадром.Лаб».

Такие инициативы невозможно запускать с нуля за год — они требуют времени, партнерств и других производственных ритмов. Логичным продолжением этой линии становятся и более масштабные инфраструктурные проекты — например, будущий музейный комплекс «Шухов парк», который в ближайшие годы примет эстафету фестиваля в развитии городской культурной сцены.

Авторы: Катерина Алабина и Саша Борисова