В городе Выкса Нижегородской области завершился 15-й ежегодный «Выкса-фестиваль». Сейчас он бьет рекорды посещаемости, а сама Выкса превратилась в культурную столицу среди малых городов. Вспоминаем главные этапы развития фестиваля и разбираемся в том, как локальный праздник стрит-арта стал культурным феноменом, серьезно повлиявшим на город и целое поколение горожан.
2011 — 2014. Овраги и муралы

Первое название «Выкса-фестиваля» — «Арт-овраг». И не просто так: он действительно начинался в оврагах городского парка. Когда-то здесь были пруды — часть старинного садово-паркового ансамбля, созданного при братьях Баташевых, основателях города и его металлургической промышленности.
Первые кураторы — Константин Гроусс и Дмитрий Алексеев — задали мощный старт: одна за другой в город приезжали арт-интервенции — яркие, дерзкие, с широкой географией участников. Венгерский скульптор Габор Секе поставил в Выксе шестиметрового единорога — он быстро стал символом города. Тогда же появились известные муралы: «Сказка о потерянном времени» от Паши 183, «Хороший урожай» Славы ПТРК и «Скворечник» от 0331C. В Выксе работали художники из Японии, Великобритании, Германии — город буквально превращался в открытую галерею уличного искусства и паблик-арта.



Но у фестиваля была не только творческая, но и важная социальная цель. «Арт-овраг» придумали и запустили благотворительный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания по инициативе Ирины Седых. С 2011 года она остается патроном фестиваля и помогает развивать его вместе с кураторами, принимая ключевые решения.
Фестиваль был открыт для всех, но в первую очередь — для молодежи: школьников и студентов. Его задача была не просто показать, что такое современное искусство, а вовлечь зрителей — особенно подростков — в процесс. Дать им шанс попробовать себя, повлиять на облик города. Через мастер-классы, уличное искусство, спорт, кино — через все, что помогает почувствовать свободу выбора.
2014 — 2016. Урбанистика как новый городской язык




В этот период фестиваль меняет принципы своей работы. К проекту подключились Минкультуры РФ и архитектор Олег Шапиро — сооснователь бюро Wowhaus. Шапиро выступил в роли куратора фестиваля и сместил его фокус: от уличного искусства к архитектуре и урбанистике, от зрителей — к соучастникам. В центре программы оказались городская среда и вовлечение горожан в ее преобразование. Это ярко проявилось в проекте «Арт-дворы»: вместе с жителями обычных многоквартирных домов архитекторы и художники переосмысляли и заново проектировали детские горки, игровые площадки, места для занятий спортом и даже скворечники.
Параллельно фестиваль наращивал партнерства. Образовательные форматы в эти годы курировали Музей современного искусства «Гараж», ММОМА и ГЦСИ, в театральной программе участвовали международные коллективы — в том числе театр Sarruga из Испании с постановкой, подготовленной специально для Выксы.
Уходя из проекта, Шапиро признавался: участие в «Арт-овраге» изменило его представление о малых городах.
2017 — 2019. Искусство занимает свое место

Следующая трехлетка подарила фестивалю арт-объекты, которые до сих пор остаются его визитной карточкой. В 2017 году художник Миша Most расписал фасад промышленного цеха завода ОМК: мурал площадью больше 10 000 м² стал крупнейшей в мире настенной живописью, расположенной на территории завода.
Через год в Выксу приехал Тимофей Радя — один из самых известных молодых художников. Свою работу «Всё это не сон» он создал для запущенной лесопосадки — темной и небезопасной территории между жилыми кварталами и рынком. Парящая в воздухе среди сосен инсталляция изменила отношение к пространству: жители и туристы потянулись к ней, перестали обходить место стороной. Вскоре лесопосадку благоустроили — теперь это и городская точка притяжения, и постоянная сцена фестиваля.
К этому же периоду относится запуск арт-резиденции VYKSA AIR. Ее основали Юлия Бычкова и Антон Кочуркин — кураторы фестиваля, сменившие команду Шапиро и пришедшие в Выксу из «Архстояния». Резиденция приглашает художников на несколько недель для работы в городском контексте: исследования, проекты выставок, диалог с местной средой. За первые годы здесь побывало более пятидесяти авторов, среди них — Гоша Острецов, Иван Горшков, Владимир Абих и Хаим Сокол. Сегодня VYKSA AIR позволяет продолжать разговор между городом и современным искусством — не раз в год, а в постоянном режиме.



Вместе с этим фестиваль вышел за пределы улиц и освоил водную часть города. На Верхне-Выксунском пруду появились «Арт-плоты» — плавающие конструкции, разработанные художниками и архитекторами вместе с жителями Выксы. Среди них — плот с зеркальной Луной Леонида Тишкова, плот с бесконечными лестницами бюро Wowhaus, плот скейт-рампа и даже плот-сад.
В 2018 году «Арт-овраг» показал одно из самых смелых и сложных представлений в своей истории — site‑specific перформанс «Страсти по Мартену» режиссера Анны Абалихиной. Представление развернулось в последнем мартеновском цехе Выксунского металлургического завода и стало своего рода прощанием с ним. В постановке задействовали не только профессиональных артистов — среди исполнителей были металлурги‑мартеновцы и сотрудники завода. За связь локации, театра, танца и звука постановка получила гран‑при премии Сергея Курехина и премию «Инновация».
2020 — 2022. «Выксунизация» и принципы фестиваля

2020 год изменил ритм. Из-за пандемии фестиваль ушел в онлайн и на время превратился в «Город удивительных людей» или «ГУЛ» — шестинедельный проект с ежедневными эфирами. Участие в нем приняли около 120 гостей — от активных жителей города до звезд театра и кино, включая Инну Чурикову, Юлию Пересильд и Ирину Пегову.
Осенью 2020-го фестиваль все же вышел в офлайн — в индустриальном стрит-арт парке на территории завода ОМК появилась масштабная фреска Эрика Булатова. Работа объединила два известных образа художника — «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии». Фреску площадью 960 м² наносили вручную шесть художников в течение месяца. Сам Булатов приехал в Выксу из Франции, чтобы лично представить ее — заводчанам и публике.
Первый фестиваль после пандемии стал вызовом для самого себя. Его новый артистический директор Федор Павлов-Андреевич и продюсерская компания «Марка» во главе с Артемом Калашьяном привнесли в проект колоссальное жанровое многообразие. Лето 2021 года запомнилось диалогом старинной и современной музыки в перформансе «Триоратория», резиденцией Людмилы Петрушевской, фотошколой Дмитрия Маркова, иммерсионным театром в сельском ДК и коллаборацией «Упсала-цирка» с более чем 40 выксунцами — от байкеров и хип-хоперов до кузнецов и хора ветеранов труда выксунского завода.




В это время команда фестиваля сформулировала его ключевые принципы:
- делать проекты, возможные только в Выксе — с опорой на место, людей и их истории;
- не привозить в город «гастроли» чужих премьер — делать свои;
- привлекать зрителей из других — и не только окрестных — городов, а также со всей страны и всего мира.
При этом фокус на городе и его локальных сюжетах оставался главным. Павлов-Андреевич запустил краеведческий походный театр «По углам»: вместе с жителями Выксы зрители оказывались во дворах хрущевок, парках, храмах и других типично городских локациях, а проводники делились с ними историями о своем городе и о себе. В гастрономическом спектакле «По домам» можно было пойти еще дальше — оказаться в гостях у выксунцев, в их квартирах, домах и даже подполах.
Именно в этот период появилось слово «выксунизация» — так в команде фестиваля стали называть эффект, который город производит на тех, кто в него приезжает. Артисты больше не выступают по принципу «приехал — показал — уехал»: они остаются в Выксе на недели, живут ее ритмом, слушают местные разговоры, вникают в повседневность. И уже на этом опыте создают свои работы. Этот подход влияет не только на артистов, но и на зрителей: приезжие не просто смотрят на Выксу — они временно живут в ней.
Вместе с форматом фестиваль изменил имя. Еще в 2021 году он получил промежуточное название «Выкса | Арт-Овраг», а позднее — «Выкса-фестиваль», чтобы подчеркнуть связь с городом и усилить локальный бренд.
2023 — 2025. Горожане — авторы и главные герои







В 2023 году фестиваль прошел под кураторством Кати Бочавар и с темой «Все включено». Эта формулировка стала отражением одного из основополагающих подходов: не просто вовлечение горожан, а их полноценное соавторство, гости фестиваля — не зрители, но активные участники. В программу встроились инклюзивные и образовательные форматы, локальные сообщества, мозаичная мастерская, превращающая битое стекло в паблик-арт, музыкальные и театральные коллаборации с перформансами на городском рынке, площадях у ЗАГСа или центрального универмага — все это собиралось в цельную модель участия, где каждый, даже случайный прохожий, мог быть частью процесса.
С 2024 года за фестивалем закрепляется четкая команда и система: вместо одного куратора — коллектив авторов, кураторы направлений и художественный редактор, который настраивает общий тон. Продюсерскую работу продолжает вести Артем Калашьян вместе с командой, которая сложилась за последние годы и обеспечивает преемственность — в подходах, темах и реализации. За редакционную концепцию и программный баланс теперь отвечает Юрий Сапрыкин. В его формулировке фестиваль становится медиа, которое «рассказывает Выксе о самой себе».
Все активнее включаются и сами выксунцы: с запуском продюсерского центра «Выксадром» они участвуют не только как волонтеры и участники творческих проектов, но и как организаторы — создают и развивают проекты круглый год, не только в фестивальные уикенды.
В программе появились новые форматы: pop-up магазин современного искусства, коллаборации современных и классических музыкантов, карнавальные шествия родителей и детей. Соавторство выксунцев и художников, режиссеров, музыкантов и других артистов достигло своей кульминации. Одним из ключевых событий 2024 года стал спектакль «Сочинение будущего» — в течение шести месяцев детально придуманный и поставленный выксунцами вместе с командой режиссера Бориса Павловича.
Тема юбилейного 2025 года — «Город удивительных людей». Она отсылает к проекту «ГУЛ» 2020 года и подчеркивает, как масштабировался фестиваль за эти годы, сохранив главное — фокус на человеке. Расширяется жанровый спектр, растет география событий: опера звучит в городском парке, спектакли идут на рынке, концерты проходят в лодке на пруду и на крыше пирожковой. Город становится сценой — и открытием даже для тех, кто живет здесь всю жизнь.
Примером этого стал один из главных проектов прошедшего фестиваля — Выксунская квартирная биеннале. Не выставочные залы и институциональные пространства, а настоящие дома горожан стали местом действия: зрители вошли в чужие квартиры и нашли там личные собрания — от старинных утюгов и рельс до произведений современного искусства.

Фестиваль, который меняет город — и сам меняется вместе с ним
За 15 лет «Выкса-фестиваль» прошел путь от уличных интервенций и гастрольных форматов до сложных городских сценариев, которые требуют других темпов и подходов. Сегодня это не просто событие, а полноценная институция, формирующая культурные тренды — от локальных инициатив до федеральных проектов. Продюсерский центр «Выксадром», выросший из фестиваля, стал его круглогодичным офисом и точкой сборки новых программ.
Все больше форматов требует долгой подготовки и работы на пересечении жанров. Так, выросшая из театра «По домам» Квартирная биеннале приобрела исследовательский характер и собственный художественный язык. Музыкальная программа тоже вышла на новый уровень: в коллаборациях участвуют как представители академической сцены (Настасья Хрущева, ансамбль N’CAGED), так и артисты с многомиллионной аудиторией — вроде Славы КПСС или СБПЧ. Так, в 2022 году появился мини-альбом «Ничего не бойся, милый друг» группы СБПЧ — результат сотрудничества с композитором Владимиром Горлинским и детской вокальной студией Полины Будановой из Выксы. Участники этой студии все чаще становятся соавторами хедлайнеров фестиваля: в этом году ребята записали бэк-вокал для новых синглов групп «Бонд с кнопкой» и «Лолита Косс».
Для молодых музыкантов фестивальная сцена — это не только встреча с новой аудиторией, но и пространство коллабораций. Участие в проекте по импровизации «Сэйшен» вдохновило местных артистов на собственные эксперименты и стало толчком к созданию объединения «Выксадром.Лаб».
Такие инициативы невозможно запускать с нуля за год — они требуют времени, партнерств и других производственных ритмов. Логичным продолжением этой линии становятся и более масштабные инфраструктурные проекты — например, будущий музейный комплекс «Шухов парк», который в ближайшие годы примет эстафету фестиваля в развитии городской культурной сцены.
Авторы: Катерина Алабина и Саша Борисова