Рубрики
Жизнь

«Её лицо он закрасил в гневе»: о главной картине Карла Брюллова и тёмных пятнах его биографии

В Новой Третьяковке проходит масштабная выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург», собравшая основные работы мастера. Куратор выставки Людмила Маркина рассказала «Снобу», почему у Брюллова столько незаконченных картин, как он разбивал сердца натурщицам и дерзил императору Николаю, и чем именно «Последний день Помпеи» до сих пор так поражает зрителей.

Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

Почему отправной точкой выставки Брюллова становится Италия, а не Россия?

Это было то самое обретённое место силы, где состоялся художник. Многие выпускники Академии, начиная с XVIII века, ездили в Европу, но ни один не удостоился там такой славы, какая была у Брюллова. И, конечно, тут причиной стал «Последний день Помпеи». Картина, в которой художник обогнал своё время.

Это была сенсация. Она была уже тогда непохожей ни на что, никто так не делал. Даже сейчас картина продолжает потрясать, зритель не может остаться равнодушным. Несмотря на катастрофичность сюжета, странным образом ужас на полотне не переходит грань и не перестаёт быть искусством: мы видим искажённые лица, гримасы, но, тем не менее, все люди на картине прекрасны.

Некоторые исследователи считают, что художник изобразил на «Последнем дне Помпеи» себя и своих знакомых. Кого именно?

Прямо знакомых, приятелей — нет. Очевидно, что есть автопортрет, но его первоначально, в ранних этюдах, эскизах, не было. Это уже потом он поместил себя на полотно. Многие видят изображение Юлии Павловны Самойловой даже в трёх персонажах. Всю жизнь она была его музой, страстной возлюбленной, покровительницей, заказчицей многих его произведений и своих портретов. Но официально они никогда закреплены друг за другом не были. В героинях картины действительно прослеживаются черты красавицы, но это не прямые её портреты.

Брюллов долго писал эту работу, около шести лет. Первоначальной заказчицей была графиня Разумовская, затем заказ перешёл Анатолию Демидову. Ему было восемнадцать лет — богатый юноша, но уже с изысканным вкусом, собиравший произведения искусства. Он составляет контракт с художником, который обязывает Брюллова к 1830 году закончить картину. Но работа затягивается. Анатолий в своих письмах к Брюллову деликатно, но регулярно напоминает о сроках, и, возможно, если бы не настойчивость Демидова, то картина осталась бы незаконченной, как было со многими произведениями художника.

И, кстати, «Последний день Помпеи» художник писал за сорок тысяч франков. Так что ещё такого рода мотивация была, хотя иногда даже материальная сторона не могла заставить Брюллова закончить работу. Думаю, он понимал, что «Помпеи» надо завершить, потому что это главная его картина. Главная работа жизни.

«Последний день Помпеи», 1833 год
«Последний день Помпеи», 1833 год

На выставке есть отдельный зал, посвящённый незаконченным работам Брюллова, которых у него было много. У художника был деспотичный и требовательный отец, сам Брюллов в 9 лет поступил в академию и отлично учился. Как после всего этого он пришёл к тому, что можно не заканчивать работы, если не хочется?

Отец правда был довольно деспотичным. Например, вот он провожает Брюллова с братом в Италию. Никто же не знает, как сложится это путешествие — вернутся ли, увидятся ли ещё (и действительно, отец умер, пока сыновья были за границей). И Брюллов потом пишет в одном из писем: «Впервые в жизни отец меня обнял». Впервые за всю жизнь, в 22 года, отец обнял на прощание сына. Воспитание в семье Брюлловых было строгим, методы отца — жёсткими даже по меркам того времени. Однажды в порыве гнева он ударил мальчика так сильно, что Карл оглох на одно ухо на всю жизнь. Но всё равно Брюллов родился свободным, и никаким суровым воспитанием его не смогли заставить быть другим.

Мог себе позволить не заканчивать картину-отчёт «Христос благословляет детей» для Общества поощрения художников, давшего ему стипендию. А тогда он ещё не был Великим Карлом. Он увидел, что так писать больше нельзя. И бросил, пошёл на скандал. Другой бы для галочки сделал. А Брюллов — нет.

О нём говорили, что он пламенный, живой и в основе своей свободолюбивый. Он мог позволить себе не продолжать сеанс с самим императором из-за того, что тот опоздал.

Работа на выставке «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Работа на выставке «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

Расскажите эту историю.

Брюллов в Петербурге удостаивается аудиенции с императором, где тот даёт ему своеобразный наказ, что «Помпеи» — хорошо, но надо писать и сюжеты из русской истории: вот сюжет Петра Великого или Ивана Грозного. А Брюллов в общем-то по-своему поступает. Вроде и прислушивается, но пишет то, что интересно ему — «Осаду Пскова». Но и её не заканчивает.

И, конечно, император заказывает у такого прекрасного портретиста портреты императрицы, великих княгинь. Художник начинает работать, но каждый раз его раздражает необязательность этих дам, и он отказывается. В какой-то момент Брюллов и Николай договорились, что художник напишет портрет императора, и тут внезапно Николай — очень пунктуальный человек — опаздывает на 20 минут. Приходит, а Брюллов уже собрался и уехал. Император говорит: «Вот какой нетерпеливый мужчина».

Пушкин очень хотел, чтобы портрет Натальи Николаевны Гончаровой был написан Брюлловым. Но художник не проявил желания и не написал. Ну, избирательный.

В личной жизни он действовал по той же методике, что и в творчестве — сначала стремительно, а потом бросал начатое?

Все молодые художники-стипендиаты, приезжавшие в Италию, были обязательно холостыми. Поэтому, конечно, они заводили множественные мимолётные романы, особенно с итальянскими натурщицами. И симпатичный темпераментный Брюллов не был исключением. Случилась даже история с натурщицей Аделаидой Демулен, которая закончила свою жизнь в Тибре из-за него. Он сначала сильно приблизил её, был страстный роман. Потом, естественно, стал холоден. Она начала писать ему письма, преследовать. И, в конце концов, покончила с собой.

Был ещё случай, который оставил на художнике неизгладимый след — это женитьба на Эмилии Тимм. На выставке мы показываем её портрет, а рядом с ним эскиз «Дама у фортепиано», где проработаны поза и жест модели. А вместо лица — тёмное пятно. Такого вообще никогда не было у Брюллова. И удивительно, что нет никаких исследований, нигде не пишут о том, что лицо-то закрашено, а не незакончено.

Брюллов ведь всегда начинал портрет с лица — оно везде есть. Это детали одежды, декора могли быть потом намечены. А здесь лицо закрашено. Я считаю, это было сделано осознанно, в гневе.

Слева: «Портрет Эмилии Тимм» / «Портрет молодой женщины у фортепиано»
Слева: «Портрет Эмилии Тимм» / «Портрет молодой женщины у фортепиано»

Что за история с Эмилией Тимм?

В 36-м году Брюллов вернулся на родину и стал профессором Императорской Академии художеств. Его ученик Мокрицкий в дневнике вспоминает, что Карл Павлович чуть ли не каждую неделю женился: «Такую хорошенькую немочку встретил, очаровательная! Женюсь, женюсь!». И сам Мокрицкий потом комментировал: «Ну, что сказать — художник!». Так произошло и с Эмилией Тимм.

У них была большая разница в возрасте. Портрет 38-го года, который сохранился, показывает нам, как он был очарован. Она — дочка рижского бургомистра, сестра известного художника Тимма. А он, видимо, подумал: «Хватит уже, надо остепениться». И решил жениться.

И, вроде, всё хорошо — вот и свадьба состоялась. Но Шевченко и Мокрицкий в воспоминаниях писали о том, что какая-то странная была свадьба: жених не весел, всё очень скромно, никакого торжества. Брюллов явно был чем-то озабочен. И 8 марта, спустя 40 дней в браке, невеста сбегает, «не забыв прихватить с собой бриллианты» — как пишет уже сам Брюллов.

Но венчанный брак, особенно в лютеранской церкви, не так просто расторгнуть. Было много версий о конкретной причине развода, но в письмах Эмилии нет ни слова об этом браке, а Брюллов старался не вспоминать о тех днях.

Это как-то отразилось на творчестве художника и в целом на его жизни?

После этого Брюллов стал вести богемный образ жизни вместе с Яненко, Кукольником и Глинкой. Они постоянно устраивали так называемые «музыкально-художественные среды». На них приходили и артистки, и офицеры, и молодые литераторы, и композиторы.

Но продолжал писать даже во время таких встреч. 41-й год, Павел Кукольник, старший брат писателя, был у него в гостях. На спор Брюллов натянул холст и буквально за один час написал его голову. А потом ничего не стал дописывать. Вот, опять же к вопросу о незавершённости. Сказал, что и не надо больше. Он этого невзрачного Кукольника своим талантом превратил в шедевр романтизма.

Но главным фиаско в творческой судьбе Брюллова стала неспособность завершить роспись Исаакиевского собора. Тут уже по болезни — у художника обострился ревматизм. Работать было невозможно.

Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

Брюллов любил изображать женщин и особенно матерей — часто страдающих или борющихся, в ярко драматичных сюжетах. Отношения с матерью были не менее своеобразными, чем с отцом?

Мать, как и отец художника, умерла, пока сыновья были в Италии. И в одном из писем Брюллов пишет: «Пришлите какой-нибудь поминок от нашей любезной матушки: или кольцо, или что-нибудь из вещей, оставленных ею, что может меня осчастливить. Это единственная женщина, которая меня по-настоящему любила». Очень трогательные слова.

Для меня же ещё вот что интересно — почему не сохранилось изображений отца и матери Брюллова? Ладно Карл не написал, но почему ни Александр, ни Фёдор, ни Иван — у них, в конце концов, столько художников в семье было — и ни один. Конечно, с отцом было сложно. Но портрет матери? Мать-модель всегда можно попросить попозировать. Может, что-то было, но не сохранилось. Это обстоятельство мне непонятно, потому что у многих художников мы знаем портреты матерей.

Брюллов считается прижизненным гением, но ни один гений не остаётся вне критики. Стал ли художник исключением, или ему тоже досталось?

После смерти художника главным его критиком стал Стасов. Передвижники высказывались против Брюллова. И это понятно, потому что наступила другая эпоха, и нужно было отвергнуть то, что считалось идеалом, чтобы прийти к критическому реализму.

А при жизни Брюллова мало критиковали. Когда он выставил во Франции «Последний день Помпеи», то публика не разделила восторгов итальянцев. Но французы — это французы, они своих художников ставили во главе, а тут русский приехал. Тем не менее, они вручили ему золотую медаль по окончании выставки, то есть признание художник получил, и в Россию приехал как триумфатор.

Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Экспозиция выставки «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

Хотелось бы отметить удачную географическую концепцию выставки — она одновременно создаёт систему и добавляет интимности, позволяя воспринять творчество Брюллова через «его пространства». В сочетании с залом с «незавершёнными» картинами это создаёт облик не окаменевшего гения, а живого и разного художника. Как вы пришли к такому концептуальному решению?

Спасибо, мне это приятно. Выставок Брюллова было, я не могу сказать, что много. Особенно персональных. Вот то, что сейчас в Третьяковской галерее — это действительно явление. У нас была цель показать другого Брюллова, учитывая, что не так давно он был представлен в Русском музее в Петербурге.

Мы сделали триаду: три столицы, три мегаполиса. А также решили показать его «московский период». Здесь нужно отметить вклад дизайнера Василисы Семёновой. Мы попросили её создать три блока, которые отличались бы друг от друга прежде всего по цвету, характерному для каждого города. И сделать другую ориентацию зала, чтобы изменить вектор движения по выставке. Нам очень важно было не перегрузить зрителя.

Музейный опыт говорит о том, что не всякий художник выдерживает персональную выставку. И нельзя показывать максимально всё наследие, несмотря на то, что хочется, конечно. Должен быть отбор. На мой взгляд, наша выставка получилась очень удачной. И, что важно, современной.

Выставка продлится до 18 января 2026 года

Беседовала: Анастасия Чиркашенко